Содержание
Введение….……………………………………………………………………….3
1. Общее понятие конфликта, его разновидности………………………………5
1.1 Конфликт как форма взаимодействия, виды конфликтов, их особенности………………………………………………………………………………….5
1.2 Специфика конфликтного взаимодействия в организациях……………….8
1.3 Причины возникновения конфликтов в организации……………………..11
1.4. Мотивы возникновения конфликтов………………………………………14
1.5 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях………………………….16
…………………………………………………
Выводы…………………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………28
Введение
В процессе взаимодействия людей происходит постоянное соприкосновение их ценностей, интересов, взглядов, мотивов, психологических особенностей и других характеристик, составляющих ядро индивидуальности той или иной личности. Различия в данных показателях зачастую лежат в основании возникновения конфликтов, как в личной, так и профессиональной сферах жизни.
|
|
В результате профессиональных конфликтов нарушается общий эмоциональный фон, снижается трудоспособность и результативность деятельности организации в целом. Именно поэтому проблема возникновения конфликтов в организации, поиска путей оптимизации взаимодействия и выхода из конфликтов между сотрудниками является очень актуальной. Конструктивное взаимодействие, основанное на партнерстве, взаимопонимании и работе на общий результат существенно сказывается на эффективности организации и ее конкурентоспособности. Необходимо особо отметить роль руководителя организации в создании условий для развития такого взаимодействия в коллективе
1. Общее понятие конфликта, его разновидности
Конфликт как форма взаимодействия, виды конфликтов их особенности
Термин «конфликт» имеет латинские корни (лат. conflictus) и переводится как «столкновение».
В настоящее время в литературе присутствуют несколько определений понятия конфликт, общий анализ которых позволяет выделить следующие структурные признаки, характерные для конфликтного взаимодействия и определяющие его специфику. Во-первых, в основе любого конфликта лежит объективное противоречие или несовместимость, которые затрагивают цели, интересы, мотивы и т.п. сторон конфликта. Во-вторых, данное противоречие или несовместимость осознаются сторонами. В-третьих, стороны конфликта предпринимают разнообразные действия (активность), целью которых выступает преодоление данного противоречия [5].
|
|
На основании данных признаков можно утверждать, что конфликт представляет собой определенную ситуацию, в которой принимают участие несколько сторон, обладающих несовместимыми взглядами, позициями и интересами, взаимодействие между сторонами конфликта характеризуется противоборством.
В современной психологии существует разделение конфликтов по следующим типам:
· внутриличностный конфликт;
· межличностный конфликт;
· конфликт между личностью и группой;
· межгрупповой конфликт.
Каждый из данных типов имеет свои особенности, определяющие специфику протекания конфликтного взаимодействия [8].
Внутриличностные конфликты подразумевают отсутствие согласия у человека с самим собой, т.е. наличие внутренних противоречий, в основе которых могут лежать необходимость выбора альтернатив, несовпадение внешних требований и внутренних позиций; неоднозначность восприятия ситуации, целей и средств ее достижения; потребностей и возможностей их удовлетворить; влечений и обязанностей; различного рода интересов и т.п.
Особое внимание исследователей нацелено на межличностные конфликты, поскольку они затрагивают сферу взаимодействия между людьми и лежат в основании межгрупповых конфликтов и общеколлективных конфликтов
Вместе с тем, у данного типа конфликтов можно выделить следующие специфические особенности:
1. Непосредственное противоборство (лицом к лицу), осуществляемое в ситуации «здесь и сейчас», в основе которого находится столкновение личных мотивов, интересов и т.д.
2. Очень широкий спектр причин, которые могут спровоцировать возникновение конфликта (общие и частные, объективные и субъективные);
3. Возникновение конфликта требует от человека максимальной реализации возможностей характера, темперамента, способностей, интеллекта и других особенностей, составляющих индивидуальность личности.
4. Высокая эмоциональная вовлеченность в ситуацию и охват всех сторон отношений между участниками конфликта.
5. Затрагивание интересов не только непосредственных участников конфликтного взаимодействия, но и лиц, которые имеют непосредственные связи с ними (служебные или личные).
Следующий тип - конфликты между личностью и группой. В основе подобных конфликтов, как правило, лежит несовпадение между коллективными и индивидуальными нормами поведения.
Межгрупповые конфликты демонстрируют противоречия между формальными и неформальными группами, входящими в состав организации во взглядах и интересах.
Многочисленные исследователи конфликтного взаимодействия предлагают несколько классификаций конфликтов по различным основаниям
Классификация по направленности взаимодействия. В рамках организации можно выделить горизонтальные конфликты – в них не участвуют лица, находящиеся друг у друга в подчинении; вертикальные – участники таких конфликтов находятся в подчинении друг у друга, а также смешанные конфликты, включающие как лиц равных по полномочиям, так и подчиненных.
Классификация по значению для организации. Данное основание позволяет разделить конфликты на конструктивные, т.е. созидательные и приносящие пользу, и деструктивные, которые могут повлечь нарушение деятельности организации в целом. Конструктивные конфликты позволяют реформировать деятельность, способствуют улучшению уровня взаимопонимания и эффективности взаимодействия.
Классификация по характеру причин, повлекших возникновение конфликта, включает:
1. Конфликты целей. Противоборствующие стороны ориентированы на различные цели и по-разному видят пути достижения желаемого состояния.
2. Конфликты взглядов, подразумевающие наличие противоречий у участников конфликта во взглядах, идеях и др.
|
|
3. Конфликты чувств, характеризуемые различиями у лиц, участвующих в конфликтном взаимодействий, чувств и эмоции, которые лежат в основе межличностных отношений между ними (раздражение, антипатия и т.д.).
Классификация по длительности конфликтного взаимодействия. Согласно данной классификации выделяют кратковременные и затяжные конфликт. Необходимо отметить тот факт, что затяжные конфликты, как правило, возникают на базе неразрешенных кратковременных.
Основанием следующей классификации выступают преследуемые сторонами цели: личные, групповые и общественные. Помимо данных видов в эту классификацию входят конфликты на базе различий нравственного содержания, времени (близкие или отдаленные) и публичности (открытые или скрытые).
Помимо указанных классификаций, существуют и другие (по источникам возникновения, по объему и т.д.).
Таким образом, конфликтом принято называть определенную ситуацию, в которой принимают участие несколько сторон, обладающих несовместимыми взглядами, позициями и интересами, причем взаимодействие между сторонами конфликта характеризуется противоборством.
Конфликты разделяют на следующие типы: внутриличностный конфликт; межличностный конфликт; конфликт между личностью и группой; межгрупповой конфликт. Каждый из данных типов имеет свои особенности, определяющие специфику протекания конфликтного взаимодействия.
В настоящее время исследователи предлагают несколько классификаций конфликтов по различным основаниям.