Анализ теоретического материала

Организация индивидуальной деятельности учащихся на уроке

Проанализировав ряд литературы по данной теме, нам удалось прийти к следующим выводам.

Индивидуальное обучение - форма, модель организации учебного процесса, при которой: учитель взаимодействует лишь с одним учеником; один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.).

Главное достоинство индивидуального обучения - оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности учащегося к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, «вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика.

Действительно, каждый учащийся имеет индивидуальные способности, склонности, симпатии к каким либо наукам. Поэтому для успешного обучения важна индивидуализация обучения. [7]

В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную.

Индивидуальная форма организации выполнения заданий – деятельность обучающегося по выполнению общих заданий, осуществляемая без контакта с другими учащимися, но в едином для всех темпе.

Индивидуализированная форма организации выполнения заданий – учебно-познавательная деятельность учащихся над выполнением специфических заданий, позволяющая регулировать темп продвижения каждого школьника сообразно его возможностям[1].

Результативность любой индивидуальной работы всегда и везде определяется ее четкой постановкой и неуклонной систематичностью. Для устойчивого положительного результата не стоит забывать при этом возбуждать интерес к такой работе, необходимо использовать методы стимулирования этой познавательной деятельности и надо организовать систематический контроль за самостоятельной работой учащихся[8].

Хотя учебные занятия проводятся коллективно, учебно-познавательная деятельность и усвоение знаний учащимися несут на себе отпечаток индивидуальных особенностей их мышления, памяти, сообразительности, способностей, а также мотивов и установок учения.

Индивидуальный подход к учащимся осуществляется более успешно, если на уроках широко практикуется самостоятельная учебная работа[2].

Индивидуальная работа на уроке входит органической частью во все звенья процесса обучения. В зависимости от содержания, характера учебного материала задания могут быть простыми, сложными, непродолжительными, длительными по времени, требующие от учащихся интенсивной познавательной деятельности. Все задания индивидуальной работы должны быть творческого характера, т.е. не имеющие однотипного решения, способствующие ребенку мыслить согласно своим возможностям и способностям.[3]

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закрепления, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д. Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы обучающихся при закреплении, повторении, организации различных упражнений. Например, при закреплении изученного материала дать заблаговременно индивидуальные задания на самостоятельное изучение.

Однако данный вид работы не менее эффективен и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке[4].

Индивидуальная учебная деятельность учащегося на уроке - это когда:

1) перед всеми учащимися одновременно поставлена некоторая цель как сугубо индивидуальная, личная цель деятельности;

2) содержание задания либо одинаково для всех, либо дифференцировано, либо индивидуализировано;

3) выполнение задания осуществляет каждый учащийся самостоятельно;

4) учащимся оказывается дифференцированная помощь в виде конкретных указаний с учетом их уровня знаний и умений;

5) подводятся итоги учебной деятельности каждого учащегося.

Индивидуализация обучения не означает, что каждый школьник обучается индивидуально, независимо от других.

Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл:

- систематическое изучение каждой работы ученика для своевременного выявления уровня усвоения каждого раздела программы, чтобы предупредить образование новых пробелов;

- постановка задач в работе с каждым учеником;

- выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;

- фиксация и анализ полученных результатов;

-постановка новых педагогических задач.

При этом перед учителем встают такие задачи:

- Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе группы.

- Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

- Использование в ходе занятия дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

- Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

- Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

- Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. [5]

Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения. Такое обучение является интенсивным, личностно-ориентированным и в основном рассчитано на самостоятельную (индивидуальную) работу студентов.

Следует отметить, что при организации обучения индивидуальная образовательная траектория позволяет:

· изучать материал нелинейно, гиперссылки и справочный аппарат урока помогают получить или актуализировать знания, необходимые данному ученику;

· вариативность содержания помогает удовлетворить разные познавательные потребности учащихся;

· использование мультимедиа объектов позволяет задействовать различные типы восприятия информации, способы взаимодействия с учебной информацией;

· высокая степень интерактивности учебных курсов дает учащемуся возможность моделировать изучаемые процессы и явления, осуществлять самостоятельную поз Правильная организация уроков с использованием ИКТ требует, чтобы каждый студент был занят решением посильной для него задачи, так как при этом условии можно поддержать у него интерес к учению. [6]

Таким образом, индивидуальная работа учащихся на занятии – средство достижения желаемого результата, и не только знаний, умений, навыков, но и личностного роста и развития обучаемых


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: