Применение технологий индивидуализации в учебном процессе ВПО

На занятиях, проведенных мной за время педагогической практики, были применены следующие технологии организации индивидуальной деятельности учащихся:

«Инсайд», «Ментальная карта», «Диаграмма Венна», а так же элементы дискуссионной технологии.

Диаграммы Венна (Venn diagrams) — общее название целого ряда методов визуализации и способов графической иллюстрации, широко используемых в различных областях науки и математики: теория множеств, теория вероятностей, эвентология, логика, статистика, компьютерные науки, «формальные нейронные сети» и др.; введены Джоном Венном, британским философом, математиком и логиком в 1881;

«Inside» в переводе с английского языка означает «Внутри». Технология показывает, как выглядят либо протекают различные процессы в объекте изучения с разных ракурсов. Если же обычно на занятии студенты получают знания об изучаемом объекте методом чёрного ящика, описывая поверхностные процессы, не связывая их ни с чем, то технология «Инсайд» позволяет полнее раскрыть объектную сущность, при помощи интеграции различных областей знаний.

Интеллект-карты (в оригинале Mind maps®) это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Это удобный инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других.
Также встречаются такие варианты перевода словосочетания Mind maps® как «Ментальные карты», «Мыслительные карты», «Карты ума».

Были так же использованы словесные и наглядные методы обучения, различные способы повышения мотивации в учебной деятельности. Регулярно, в рамках занятия, проводилась индивидуальная консультационная работа, целью которой было заполнить пробелы в знаниях обучаемых, повысить эффективность и качество обучения.

Ориентируясь на личностно-ориентированное обучение, мы давали учащимся задания разного уровня сложности. Контрольная работа включала в себя задания творческого характера, что позволяло учащимся полнее раскрыть свою индивидуальность, дойти «до потолка» своих возможностей, что, как известно, является залогом формирования творческих способностей.

Технологии организации индивидуальной деятельности были подобраны не случайно. В данном выборе мы опирались на нетрадиционность и новизну образовательных технологий, а так же на специфику учебного материала и индивидуальные особенности учащихся.

Диаграмма Венна позволяла каждому систематизировать свои знания, проанализировать материал, рационально оценить глубину освоения учебного материала. Ментальная карта, в качестве хорошо зарекомендовавшей себя технологии формирования креативных способностей, позволяла взглянуть на проблему свежим взглядом, рассмотреть её под нестандартным углом, выявить скрытые противоречия, сформировать индивидуальные ассоциации и личный взгляд. «Инсайд» позволял совместить преимущества индивидуальной, групповой и фронтальной форм организации учебной деятельности, обменяться накопленным опытом, выстроить свою систему знаний по большому блоку учебного материала, интегрировать полученные знания со знаниями из других областей, встроить новое в ранее сформированную мировоззренческую систему. Большая часть информации не излагалась в готовом виде. Обучаемым приходилось прилагать большие усилия для её обработки, моделирования, систематизации, выделения главного. На наш взгляд, индивидуальная самостоятельная работа, проделанная каждым учащимся – залог прочных знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: