Этапы выполнения выпускной квалификационной работы

Методические рекомендации к содержанию выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа – научное исследование. В ВКР необходимо проявить самостоятельность, заявить о собственной позиции, предложить оригинальную интерпретацию.

Студенческое исследование должно обладать следующими качествами:

1. Целенаправленность – четко сформулированная цель работы должна быть достигнута в ходе решения конкретных задач.

2. Прочная теоретическая база как результат самостоятельного поиска и глубокого освоения научной литературы.

3. Достаточность фактического материала.

4. Логичность изложения, обоснованность выводов.

5. Правильность оформления всех структурных компонентов текста курсовой работы.

Объем работы должен быть достаточным для полного раскрытия темы.

Этапы выполнения выпускной квалификационной работы

Для начала важно точно сформулировать тему, определить хронологические рамки исследования.

Начинается работа со знакомства с имеющейся по данному вопросу литературой. Составляется подробная библиография, квалифицированную помощь при этом можно получить у научного руководителя и в библиографическом отделе научной библиотеки. В процессе работы над библиографией становятся очевидными степень изученности проблемы, а также ещё не решённые вопросы.

Сведения о литературных источниках следует сразу же записывать на карточках. Причём эти записи должны быть подробными, чтобы в дальнейшем зафиксированные на карточках данные помогли автору дипломного сочинения правильно оформить сноски и список литературы.

После составления библиографии необходимо глубоко изучить научную литературу по исследуемой теме параллельно с накоплением эмпирического материала. Это позволит конкретизировать план сочинения и характер анализа материала.

1) Составление плана ВКР. План работы составляется студентом после ознакомления с научной литературой, имеющейся по изучаемому вопросу. План обсуждается с научным руководителем, утверждается на занятии по просеминару еще до начала работы над черновиком курсовой работы.

2) Работа над текстами источников и изучение исследовательской литературы. Осуществляется в форме выписок из источников и литературы. Выписки делаются в различных формах. Выписки из источников правильно выполнять каждую на отдельном листе (карточке). В правом углу карточки делается ссылка на источник, для того, чтобы в процессе написания работы можно было оформлять сноски. В левом углу можно указывать раздел курсовой работы, к которому относится данная выписка. После того, как выписки будут готовы, карточки можно группировать по пунктам курсовой работы.

3) Написание черновика выпускной квалификационной работы. Текст работы пишется на основе сделанных выписок. Разложите выписки в соответствии с планом, в той последовательности, в который они будут использоваться в работе. Текст главы нужно писать, подтверждая мысли ссылками на источники или исследования. Лучше излагать мысли своими словами. Обращать отдельное внимание нужно на то, чтобы текст курсовой работы не был перезаполнен прямыми цитатами. Цитировать нужно наиболее яркие места исследований, монографий, определения, постулаты. Случаи авторского употребления терминов, неологизмы, встречаемые в научных монографиях, служат хорошими иллюстрациями научных концепций и теорий. В примерах из источников, которые используются для написания практической главы, нужно подчеркивать ключевую мысль, ключевое слово.

4) Написание окончательного варианта курсовой. Этот этап работы заключается в том, что в текст вносятся исправления в соответствии с замечаниями научного руководителя, и все сочинение переписывается набело.

Композиция выпускной квалификационной работы Содержание каждой части. Требования к оформлению. Особенности научного стиля изложения: ясность, краткость, конкретность, использование терминов.

ВКР отражает результаты исследования студентами той или иной актуальной научной темы. Работа имеет строгую структуру, т.е. делится на части, главы, параграфы.

СТРУКТУРА – внутренняя организация текста, характер взаимоотношений между его частями. Выявить структуру текста – значит выделить его части и определить способы, с помощью которых они вступают во взаимоотношения.

1. СОДЕРЖАНИЕ отражает деление сочинения на части, главы, параграфы и указывает на их расположение в работе.

2. ВВЕДЕНИЕ – вводная часть курсовой / дипломной работы, в которой определяются – вводная часть курсовой / дипломной работы, в которой определяются тема исследования, его объект и предмет, актуальность темы, цели, задачи, материал, методы, теоретическая и практическая значимость, научная новизна исследования, структура работы и основная литература по теме.

Для формулирования темы исследования необходимо определиться с научной проблемой и научной теорией. Научная проблема – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Научная теория — комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование, объяснение каких-либо явлений; высшая, самая развитая организация научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности — объекта данной теории.

· Тема — направление, в котором организуется рассмотрение и описание предмета исследования. Формулируется как развернутое название работы. Во введении описание темы может включать краткое объяснение терминов, входящих в название.

· Объект исследования — это те объекты действительности или те их стороны, на которые направлено внимание исследователя и которые доступны наличным средствам и методам наблюдения. Объект познания выступает как данное, как совокупность свойств, отношений, связей, которая существует независимо от познающего, объективно, но отражается им (например: усвоение знаний и способов деятельности). Объект исследования курсовой работы по филологической дисциплине – это обычно тот или иной языковой факт, интересующий исследователя, например, своим функционированием в особом корпусе текстов.

· Предмет исследования — это отражение объекта в сознании исследователя, это то, как исследователь понимает объект исследования. Предметом познания считают зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека сторон, свойства и отношения объекта, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах. По мере развития знаний об объекте открываются его новые стороны, которые становятся предметом познания. Таким образом, предмет исследования является более узким понятием, чем его объект.

· Актуальность темы может заключаться в повышении интереса к данной проблематике в научных исследованиях последних лет; в интересном материале, который с неожиданной и новой стороны иллюстрирует научную проблематику.

· Цель исследования — то, ради чего производится изучение объекта. Если целью работы является расширение научного знания как такового, исследование относится к фундаментальным. Если же цель работы — установление того, как можно использовать научные знания в практической деятельности человека, исследование относится к прикладным и направлено на нахождение способов использования имеющегося знания для создания новых и совершенствования существующих средств и способов человеческой деятельности (например: определить эффективную систему мер, разработать классификацию, обосновать критерии отбора и др.).

· Задачи исследования — это те вопросы, которые надо сформулировать и на которые надо дать ответы в ходе движения к цели исследования. Задачи отражают основные этапы исследования; являются частными, более мелкими по сравнению с целью или конкретными способами реализации поставленной цели; перечисляются в порядке значимости.

Предварительный анализ литературы позволяет студенту сформулировать проект задач своего исследования. Единого стандарта в формулировке задач быть не может, однако можно выделить примерно такие задачи исследования:

Первая задача чаще всего связана с решением определенных теоретических вопросов, входящих в общую проблему. Например, выявление сущности, природы, структуры, законов функционирования и развития изучаемого объекта, критериев эффективности, принципов и условий применения и т.п.

Вторая задача нацелена на экспериментальное изучение практики решения данной проблемы, выявление ее типичного состояния, типичных недостатков и затруднений, их причин, типичных черт передового опыта и пр.

Третья задача — на обоснование необходимой системы мер для решения поставленной задачи, на построение модели объекта.

Четвертая задача исследования направлена на экспериментальную проверку предложенной системы мер (разработанной модели) с точки зрения соответствия ее критериям оптимальности.

Задачи исследования должны быть относительно соизмеримы по своей весомости, это значит, что крупные, глобальные задачи не должны соседствовать с мелкими, незначительными задачами, фактически поглощаемыми первыми в ходе исследования.

· Материал исследования должен быть однородным; выбор материала обусловлен теми или иными причинами (актуальностью, удобством иллюстрирования данной научной проблематики именно на этом материале, принципиальной новизной); объем исследованного материала должен быть ограничен временными или количественными рамками.

· Методы исследования могут быть универсальными научными (метод дедукции, индукции; анализ и синтез; интерпретация и т.п.) и частными научными (метод контент-анализа; метод контекстуального анализа; метод лингвостилистического анализа; метод дистрибутивного анализа и т.д.).

· Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что решение постановочных проблем работы вносит определенный вклад в ту или иную область научных разработок с теоретической и практической точек зрения. Это значит, что данное исследование и его результаты должны находить применение в теории и практике.

· Научная новизна определяется тем, что исследование находится в зоне приращения научного знания.

· Структура работы описывается в соответствии с делением исследования на логично следующие друг за другом части, такие, как введение, первая глава, вторая (третья) глава, заключение, список литературы, список словарей, список сокращений и приложения.

· Основная литература по теме определяется на основании теоретической значимости работ различных исследователей; можно кратко описать основные положения научных исследований, на которые опирается студент, дать определения некоторым терминам.

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ делится на теоретическую и практическую главы.

· В теоретической главе, которая в свою очередь делится на параграфы, содержатся основные теоретические выкладки, ставшие базой практического исследования материала, при этом каждый раз необходимо указывать на автора теоретических положений (во время цитирования или пересказа, которые заканчиваются ссылками на источник). В конце главы содержатся обязательные выводы.

· Практическая глава отражает ход исследования студентами материала; делится на параграфы в соответствии с ходом исследования или последовательностью решения поставленных задач. Глава заканчивается обязательными выводами.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ – заключительная часть работы, в которой определяются основные выводы исследования, соответствие или несоответствие результатов работы поставленным целям; делается вывод о практической значимости проведенного исследования и дальнейшие возможности работы над данным направлением.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ отражает всю цитированную и использованную литературу по теме. Составляется по алфавитному порядку и оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа по оформлению библиографии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: