Методические указания преподавателям по обучению дисциплине

«Русский язык и культура речи»

Дисциплина «Русский язык и культура речи» является неотъемлемой частью общекультурной и профессиональной подготовки студента дошкольного психолого-педагогического образования. Она решает задачи формирования современной языковой личности, владеющей системой норм современного русского литературного языка, всем богатством языковых средств, и задачи повышения коммуникативной компетентности будущих специалистов.

Востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособ­ность в значительной степени зависит от наличия грамотной речи /устной и письменной/, умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения.

Цель настоящего курса - дать студентам необходимые знания о русском языке, его структуре, богатстве, ресурсах, нормах реализации; позна­комить с основами культуры речи, с различными нормами и вариантами норм русского литературного языка, изложить основы ораторского искус­ства, дать представление о речи как инструменте эффективного общения, сформировать навыки делового общения.

Содержание дисциплины основано на современной концепции культуры речи, которая включает, кроме нормативных аспектов, коммуникативные и этические аспекты культуры речи. Лекционный курс включает основной круг теоретических знаний, который может быть значительно расширен при знакомстве с многочисленными учебниками и учебными пособиями.

Курс «Русский язык и культура речи» предполагает знакомство студентов с краткой историей русского языка, его происхождением и развитием, а также формированием литературного языка как основной разновидности русского общенародного языка. Следующая тема раскрывает структурные и коммуникативные свойства литературного языка, знакомит с его функциональными разновидностями /стилями/. В программе рассматриваются различные аспекты речевой культуры /нормативный, коммуникативный, этический/, дается характеристика основных норм современного русского литературного языка. Программа нацелена на формирование у студентов современных представлений, касающихся русского языка и культуры речи, что нашло отражение в соединении представлений о языке и речи с лингвистической и психологической точек зрения, в выделении среди письменных разно­видностей речи ее функционально- смысловых типов, в освещении вопросов, связанных с культурой и этикой общения.

В содержание программы включены сведения об основах ораторского искусства и полемического мастерства, характеристика делового обще­ния /устного и письменного/, а также сведения о культуре научной и разговорной речи. Предполагается также знакомство студентов с совре­менными техническими средствами общения, ускоряющими его и делающими его более эффективным.

В семинарские занятия включены как вопросы теоретического плана, так и практические задания и упражнения, способствующие развитию коммуникативных умений и навыков. Практическая часть программы предполагает выработку навыков ре­чевой коммуникации, в той числе в активных формах обучения: тренинг, дискуссия, деловые игры, конкурс.

Самостоятельная работа студентов заключается в изучении литерату­ры из предложенного списка, овладении акцентологическим, орфогра­фическим и словарным минимумом, а также в выполнении заданий практикума из учебников и учебных пособий.

Дисциплина ориентирует на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в разных сферах его функционирования, в письменной и устной его разновидностях, что требует углубления понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширения общегуманитарного кругозора.

По курсу "Русский язык и культура речи " студенты должны знать методологические основы научного познания; законы исторического и общественного развития; нормы русского языка; социокультурные закономерности и особенности межкультурных взаимодействий; теоретические основы культуры речи (литературный язык, языковая норма, коммуникативные качества речи, речевое взаимодействие); этические нормы речевого общения; основы искусства устной публичной речи; особенности официально-деловой письменной речи.

Цель курса – повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в разных сферах его функционирования, в письменной и устной его разновидностях.

Задачи курса:

§ познакомить с историей русского языка, его происхождением, формированием литературного языка, явлениями и тенденциями русского языка XX – XXI вв.;

§ дать необходимые сведения о структуре, функциональных и коммуникативных свойствах языка;

§ познакомить с основами культуры речи в трех аспектах: нормативном, коммуникативном, этическом;

§ выработать навыки работы с различными лингвистическими словарями и справочниками;

§ способствовать овладению официально-деловыми жанрами письменной речи и основами публичного выступления;

§ дать представление о речи как инструменте эффективного общения.

По курсу "Русский язык и культура речи " студенты должны знать:

  • методологические основы научного познания;
  • законы исторического и общественного развития;
  • нормы русского языка;
  • социокультурные закономерности и особенности межкультурных взаимодействий;

§ теоретические основы культуры речи (литературный язык, языковая норма, коммуникативные качества речи, речевое взаимодействие);

§ этические нормы речевого общения;

§ основы искусства устной публичной речи;

§ особенности официально-деловой письменной речи.

Студенты должны уметь:

  • выстраивать социальные взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий;
  • последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли;
  • использовать знания иностранного языка для понимания специальных текстов;

§ расширять круг языковых средств и принципов их употребления;

§ применять основные законы языка и нормы словоупотребления и словосочетания;

§ осуществлять отбор языковых средств в соответствии со стилем, жанром и речевой ситуацией;

§ продуцировать связные, правильно построенные монологические тексты в соответствии со своими коммуникативными намерениями.

Студенты должны владеть:

  • историческим методом и применять его к анализу социокультурных явлений;
  • различными средствами коммуникации;
  • навыками правописания.

Студенты должны уметь выстраивать социальные взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий; последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли; использовать знания иностранного языка для понимания специальных текстов; расширять круг языковых средств и принципов их употребления; применять основные законы языка и нормы словоупотребления и словосочетания; осуществлять отбор языковых средств в соответствии со стилем, жанром и речевой ситуацией; продуцировать связные, правильно построенные монологические тексты в соответствии со своими коммуникативными намерениями.

Студенты должны владеть историческим методом и применять его к анализу социокультурных явлений; различными средствами коммуникации; навыками правописания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: