Тема 2. Проблема психической нормы и патологии

1. Проверьте, насколько вы освоили сложный концептуальный аппарат современной научной методологии и психиатрии. Для этого выпишите в терминологический словарь определения следующих понятий и приведите примеры, иллюстрирующие их:

· эмпирический этап в развитии науки

· элементаризм

· теоретический этап в развитии науки

· механицизм

· редукционизм

· биологический редукционизм

· социологический редукционизм

· холизм

  • системный подход
  • этиология
  • патогенез
  • эндогенный
  • психогенный
  • антипсихиатрия
  • стигматизация
  • деинституализация
  • нозологическая единица

2. Обратите особое внимание на то, что разные модели нормы и патологии можно сопоставить с разными этапами развития научного знания. Установите соответствие между различными формами научного знания и известными Вам моделями психической нормы и патологии, заполнив следующую таблицу:

Формы научного знания Модели нормы и патологии
Элементаризм  
Механицизм  
Холизм  
системный подход  

3. Проверьте, насколько хорошо вы представляете себе, в чем выражается системный подход к проблеме нормы и патологии в современной клинической психологии. Для этого составьте таблицу факторов, влияющих на возникновения и течение психического расстройства на основе био-психо-социальной модели нормы и патологии.

Уровни Факторы
1.Биологический 1.Генетические …………. n.Нейрохимические …
2. Психологический
3. Социальный

Опишите взаимодействие этих факторов на примере трехфазной модели шизофрении Л.Чомпи. Обратите внимание на место различных факторов в этой модели в опоре на следующую классификацию этих факторов – факторы уязвимости, факторы- стрессоры, факторы-буферы.

4. Посмотрите фильм М.Формана "Пролетая над гнездом кукушки" и проведите его анализ под углом зрения различных моделей нормы и патологии, опираясь на следующие указания и вопросы:

· Примените социально-нормативную модель к анализу фильма. Как происходит усугубление состояния главного героя во время его пребывания в психиатрической больнице? Примените модель Т.Шеффа по отношению к разным героям фильма.

· По вашему мнению, главный герой психически здоров или болен? Приведите аргументы.

· Как проявляются в этом фильме типичные межличностные паттерны биологической модели психической нормы и патологии, в том числе и в групповой психотерапии?

· Какие нарушения этики Вы увидели в действиях медперсонала?

· Найдите опровержение тезиса о том, что различные патопсихологические симптомы не имеют психологического смысла, а являются эпифеноменами биологического процесса (какова психодинамическая основа психических расстройств у разных персонажей фильма).

· Каковы механизмы улучшения состояния отдельных персонажей фильма в контексте теории ярлыков?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: