1. Проверьте, насколько вы освоили сложный концептуальный аппарат современной научной методологии и психиатрии. Для этого выпишите в терминологический словарь определения следующих понятий и приведите примеры, иллюстрирующие их:
· эмпирический этап в развитии науки
· элементаризм
· теоретический этап в развитии науки
· механицизм
· редукционизм
· биологический редукционизм
· социологический редукционизм
· холизм
- системный подход
- этиология
- патогенез
- эндогенный
- психогенный
- антипсихиатрия
- стигматизация
- деинституализация
- нозологическая единица
2. Обратите особое внимание на то, что разные модели нормы и патологии можно сопоставить с разными этапами развития научного знания. Установите соответствие между различными формами научного знания и известными Вам моделями психической нормы и патологии, заполнив следующую таблицу:
Формы научного знания | Модели нормы и патологии |
Элементаризм | |
Механицизм | |
Холизм | |
системный подход |
3. Проверьте, насколько хорошо вы представляете себе, в чем выражается системный подход к проблеме нормы и патологии в современной клинической психологии. Для этого составьте таблицу факторов, влияющих на возникновения и течение психического расстройства на основе био-психо-социальной модели нормы и патологии.
|
|
Уровни | Факторы |
1.Биологический | 1.Генетические …………. n.Нейрохимические … |
2. Психологический | … |
3. Социальный | … |
Опишите взаимодействие этих факторов на примере трехфазной модели шизофрении Л.Чомпи. Обратите внимание на место различных факторов в этой модели в опоре на следующую классификацию этих факторов – факторы уязвимости, факторы- стрессоры, факторы-буферы.
4. Посмотрите фильм М.Формана "Пролетая над гнездом кукушки" и проведите его анализ под углом зрения различных моделей нормы и патологии, опираясь на следующие указания и вопросы:
· Примените социально-нормативную модель к анализу фильма. Как происходит усугубление состояния главного героя во время его пребывания в психиатрической больнице? Примените модель Т.Шеффа по отношению к разным героям фильма.
· По вашему мнению, главный герой психически здоров или болен? Приведите аргументы.
· Как проявляются в этом фильме типичные межличностные паттерны биологической модели психической нормы и патологии, в том числе и в групповой психотерапии?
· Какие нарушения этики Вы увидели в действиях медперсонала?
· Найдите опровержение тезиса о том, что различные патопсихологические симптомы не имеют психологического смысла, а являются эпифеноменами биологического процесса (какова психодинамическая основа психических расстройств у разных персонажей фильма).
· Каковы механизмы улучшения состояния отдельных персонажей фильма в контексте теории ярлыков?