Методические рекомендации. «Холодная война». Современные российско-американские отношения

Тема 1

«Холодная война». Современные российско-американские отношения

(10 часов)

План

1. Причины и начало «холодной войны». Советско-американские отношения в период правления Г. Трумэна и И. В. Сталина (1945‑1953).

2. Советско-американские отношения в период правления Д. Эйзенхауэра и Н. С. Хрущева (1953‑1961).

3. Причины, ход и последствия Карибского кризиса.

4. Советско-американские отношения в 1960-е гг. Война во Вьетнаме.

5. Советско-американские отношения в годы разрядки (1970-е гг.).

6. Возобновление «холодной войны»: его причины и результаты (1977‑1985).

7. Окончание «холодной войны» (1985‑1991).

8. Современные российско-американские отношения (1992‑2014).

Источники

Добрынин А. Ф. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962‑1986 гг.). – М., 1997. – С. 59‑82.

Донесения посла США в СССР Дж. Мэтлока. Взгляд на перестройку М. С. Горбачева. Предисловие В. М. Зубока // Новая и новейшая история. ‑ 1996. ‑ №1. – С. 104‑124.

Из Архива национальной безопасности США. Прогнозы ЦРУ в отношении СССР. 1991 год. Введение М. Бирна и В. М. Зубока // Новая и новейшая история. ‑ 1996. ‑ №2. – С. 113‑130.

История США. Хрестоматия: пособие для вузов. – М., 2005. – С. 267‑311, 334‑397.

Кеннан Дж. Дипломатия Второй мировой войны глазами американского посла в СССР Джорджа Кеннана. ‑ М., 2002. Гл. 13‑15, 17.

Корниенко Г. М. «Холодная война». Свидетельство ее участника. – М., 2001.

Обращение Президента Российской Федерации к депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации, руководителям регионов России и представителям гражданского общества 18 марта 2014 г. // http://www.kremlin.ru/news/20603.

Печатнов О. В. СССР глазами американской разведки в 1950‑1980-е гг. // Новая и новейшая история. ‑ 1996. ‑ №3. – С. 100‑121.

И. В. Сталин о речи Черчилля. Ответ корреспонденту «Правды» // Источник. ‑ 1998. ‑ № 1. ‑ С. 100‑102.

Фултонская речь Черчилля // Источник. ‑ 1998. ‑ № 1. ‑ С. 88‑99.

Хрестоматия по новейшей истории. ‑ М., 1960. Т. III. С. 59, 68‑72, 79‑81, 98‑100, 123‑124, 128‑130, 408‑409, 413‑415, 418‑419, 432‑434, 437‑439.

Литература

Иванян Э. А. История США: Пособие для вузов. – М., 2004. – С. 429‑431, 441‑446, 469‑475, 482‑487, 526‑530.

Конышев В. Н., Сергунин А. А. Стратегия национальной безопасности Б. Обамы. Состоялось ли радикальное обновление? // Обозреватель ‑ Observer. ‑ 2012. ‑ №12. ‑ С. 87‑95.

Медведев Р. А. Н. С. Хрущев: политическая биография. – М., 1990. – С. 151‑160, 183‑191.

Наджафов Д. Г. К вопросу о генезисе холодной войны // Холодная война. 1945‑1963 гг. Историческая ретроспектива: Сб. ст. – М., 2003. – С. 65‑104.

Новейшая история стран Европы и Америки (1945‑1990)/ Под ред. Е. Ф. Язькова. М., 1993. ‑ С. 24‑42, 250‑260, 405‑420.

Печатнов О. В. От союза – к вражде (советско-американские отношения в 1945‑1946 гг.) // Холодная война. 1945‑1963 гг. Историческая ретроспектива: Сб. ст. – М., 2003. – С. 21‑64.

Пономарев М. В. История стран Европы и Америки в Новейшее время: учеб. – М., 2009.

Смирнов Ю. Н. Холодная война как явление ядерного века // Холодная война. 1945‑1963 гг. Историческая ретроспектива: Сб. ст. – М., 2003. – С. 597‑621.

СССР и холодная война. – М., 1995. – Гл. 1, 2.

Уткин А. И. Мировая «холодная война». – М., 2005. – Гл. 24.

Филитов А. М. «Холодная война»: историографические дискуссии на Западе. – М., 1991.

Фурсенко А. А. Проблемы изучения истории Кубинского кризиса // Холодная война. 1945‑1963 гг. Историческая ретроспектива: Сб. ст. – М., 2003. – С. 585‑596.

Хобсбаум Э. Эпоха крайностей: Короткий двадцатый век (1914‑1991). ‑ М., 2004. – Гл. 8.

Методические рекомендации

Основная задача при изучении темы состоит в том, чтобы с помощью анализа документов и монографической литературы раскрыть причины, рассмотреть этапы и итоги холодной войны, а также дать характеристику современным российско-американским отношениям. Важно учитывать, что некоторые из предлагаемых воспоминаний, монографий и статей сами являются продуктами советско-американской конфронтации, и вырабатывать собственную точку прения. Преимущественное внимание следует обращать на политику США, поскольку изучение внешней политики СССР осуществляется также в курсе отечественной истории.

Приступая к рассмотрению первого пункта плана, вспомните факты, которые свидетельствуют о нарастании межсоюзнических противоречий на завершающем этапе Второй мировой войны. Как изменилась расстановка сил в мире после разгрома агрессивных государств?

Используя источники (Дж. Кеннан, гл. 13‑15, 17; Г. М. Корниенко, гл. 2), материалы учебника М. В. Пономарева (с. 270‑278), статей О. В. Печатнова и Д. Г. Наджафова, осветите процесс обострения отношений между сверхдержавами, рассмотрев последовательно:

‑ «длинную телеграмму» Дж. Кеннана и его статью «Истоки советского поведения» (История США. Хрестоматия, с. 279‑294)

‑ фултонскую речь У. Черчилля («Фултонская речь Черчилля» или Хрестоматия, с. 437‑439): какую опасность перед западными странами видел Черчилль и какими способами предлагал защититься от этой опасности? как охарактеризовал выступление британского политика И. В. Сталин? («И. В. Сталин о речи Черчилля»);

‑ доктрину Трумэна (История США. Хрестоматия, с. 267‑272; Хрестоматия, с. 59);

‑ план Дж. Маршалла и позицию СССР (История США. Хрестоматия, с. 274‑277; Хрестоматия, с. 408‑409);

‑ Североатлантический пакт и его оценку советским правительством (Хрестоматия, с. 70‑72, 68‑70);

‑ завершение раскола Германии;

‑ четвертый пункт программы Трумэна (История США. Хрестоматия, с. 296‑298);

‑ директиву СНБ‑68 (История США. Хрестоматия, с. 300‑311).

На основе анализа закона Маккарэна (Хрестоматия, с. 413‑415) составьте представление о формировании «образа врага» в общественном сознании американцев. Какие меры против угрозы коммунизма внутри страны предусматривал закон? Существовала ли такая угроза в реальности? Привлекая материалы учебника «СССР и холодная война» (гл. 1), покажите, как холодная война влияла на менталитет советского общества.

Для осмысления глобальных масштабов противостояния возможно заслушивание кратких сообщений о конфликтах между двумя сверхдержавами в различных точках земного шара (Иран, Корея, Китай, страны Восточной Европы, Германия) во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг.

В результате рассмотрения фактического материала дайте аргументированные ответы на следующие вопросы: каковы причины холодной войны? когда, по Вашему мнению, началась холодная война? существовали ли альтернативы послевоенной конфронтации? Используйте учебник «СССР и холодная война» (гл. 2.).

В итоге изучения советско-американских отношений в период президентства Д. Эйзенхауэра следует дать ответ на вопрос о том, почему возникла возможность улучшения советско-американских отношений в 1950-е гг. и почему она не была реализована.

Дайте личностные характеристики американского и советского лидеров. Чем они отличались от своих предшественников ‑ Г. Трумэна и И. В. Сталина? Используйте воспоминания Г. М. Корниенко (гл. 3), учебники «СССР и холодная война» (гл. 2.) и М. В. Пономарева (с. 278‑286), монографию Р. А. Медведева, статью Ю. Н. Смирнова. Охарактеризуйте новые военно-политические доктрины, выдвинутые правительством Эйзенхауэра ‑ Даллеса: «отбрасывания коммунизма», «массированного возмездия» (Хрестоматия, с. 418‑419), «падающего домино», «аморальности нейтралитета». Чем мотивировало американское правительство новую внешнеполитическую стратегию? Могла ли она быть эффективной? Докажите антисоветскую направленность Договора о безопасности в Юго-Восточной Азии (Хрестоматия, с. 79‑81).

Какие цели ставились перед Организацией Варшавского Договора? В какой международной обстановке был подписан Варшавский пакт? Сравните содержание Североатлантического и Варшавского пактов. Что между ними общего? (Хрестоматия, с. 100‑102).

Обратите внимание на изменение «образа врага» в СССР и США в 1950-е гг. Используйте публикацию О. В. Печатнова (док. 1 и 2) и учебник «СССР и холодная война» (гл. 1.). Почему остались безрезультатными американские инициативы «открытого неба» и «мирного атома»?

Чем закончились встречи на высшем уровне в 1955 и 1959 гг.? Почему обозначившийся советско-американский диалог был прерван? Используйте Заявление Н. С. Хрущева Ш. де Голлю, Г. Макмиллану и Д. Эйзенхауэру (Хрестоматия, с. 128‑130) и текст приговора по делу Пауэрса (Хрестоматия, с. 432‑434).

Рассмотрение третьего вопроса темы начните с политической характеристики Дж. Кеннеди. Каковы были его внешнеполитические намерения при вступлении в должность? (История США. Хрестоматия, с. 329‑332) Почему его встреча с Н. С. Хрущевым в Вене в 1961 г. оказалась безрезультатной? (Г. М. Корниенко, гл. 4).

Тщательно сопоставляя факты, обратите внимание на разночтения и несовпадения оценок Карибского кризиса. В чем его причины? Кто сыграл главную роль в его улаживании? Используйте воспоминания А. Ф. Добрынина, Г. М. Корниенко (гл. 5), публикации документов, статью А. А. Фурсенко. Как изменились внешнеполитические взгляды Кеннеди после кризиса? К каким изменениям в советско-американских отношениях это привело? (История США. Хрестоматия, с. 334‑342; Г. М. Корниенко, гл. 6; Ю. Н. Смирнов).

Дайте общую характеристику внутренней и внешней политики США в период президентства Л. Джонсона. Проанализируйте Тонкинскую резолюцию (История США. Хрестоматия, с. 349‑350). Каковы причины вьетнамской войны? Могла ли она приобрести характер прямого военного противостояния сверхдержав? На примерах американских внешнеполитических доктрин покажите эволюцию политического и стратегического мышления руководителей США. Информация по этому вопросу содержится в публикации документов О. В. Печатнова (док. 5 и 6) и учебной литературе.

Итогом рассмотрения фактического материала по пятому пункту плана является ответ на вопрос: чем была обусловлена разрядка и почему улучшение советско-американских отношений оказалось временным? Раскройте содержание соглашений об ограничении вооружений, подписанных в период президентства Р. Никсона и Дж. Форда, обратив особое внимание на договоры по ПРО, ОСВ‑1 и «Об основах взаимоотношений» (История США. Хрестоматия, с. 366‑368). Какое влияние оказала разрядка на мировой климат (Европа, Азия, Африка, Латинская Америка)? Необходимо знать содержание понятий «вьетнамизация» войны, «доктрина Никсона», «разумная достаточность» вооружений. В чем состоит сущность «гуамской доктрины» Никсона? (История США. Хрестоматия, с. 352‑364).

Какие встречи на высшем уровне состоялись в годы разрядки? В чем состояло значение каждой из них? Используйте воспоминания Г. М. Корниенко (гл. 7), публикацию документов О. В. Печатнова (док. 7 и 8), учебник М. В. Пономарева (с. 286‑291).

Раскрывая шестой вопрос темы, ответьте на следующие вопросы: какова роль афганской войны в ухудшении советско-американских отношений? как происходила эскалация военного противостояния? какие формы приобрела борьба сверхдержав за влияние в «третьем мире»? в чем суть «двойного решения» НАТО и «доктрины Картера»? (История США. Хрестоматия, с. 375‑379).

Покажите, что первый срок президентства Р. Рейгана совпал с апогеем военного противостояния сверхдержав. Какова была роль в этом американского и советского руководства (Ю. В. Андропова, К. У. Черненко)? Вспомнив, кому принадлежит определение «империя зла», дайте характеристику программы СОИ, стратегии первого ядерного удара и доктрины «прямого противоборства», «доктрины Рейгана» (История США. Хрестоматия, с. 381‑383). Назовите инциденты в различных регионах мира (Ближний Восток, Латинская Америка, Восточная Европа), которые способствовали обострению советско-американских отношений. Для подготовки ответа ознакомьтесь с документами №9‑11 из публикации О. В. Печатнова, а также с учебником М. В. Пономарева (с. 291‑298).

Результатом рассмотрения седьмого пункта плана должен стать ответ на вопрос о причинах окончания холодной войны. Для этого проанализируйте инициативы М. С. Горбачева по сокращению вооружений, причины неудач встреч на высшем уровне в Женеве и Рейкьявике, а также Вашингтонский договор о сокращении РСМД 1987 г., договор 1989 г. об уничтожении запасов химического оружия, Парижское соглашение 1990 г. о сокращении РСД, соглашение 1990 г. между участниками блоков НАТО и ОВД, договор СНВ‑1. Как окончание холодной войны изменило обстановку в Восточной Европе, Афганистане, странах Африки и Латинской Америки? Как ЦРУ и американское посольство оценивали обстановку в СССР в преддверии его распада? Какие события считаются окончанием холодной войны? Приведите собственную точку зрения и обоснуйте ее.

Необходимый материал найдите в донесениях американского посла в СССР Дж. Мэтлока, прогнозах ЦРУ 1991 г. в отношении СССР, воспоминаниях Г. М. Корниенко (гл. 13). Дополнительные факты содержатся в учебнике М. В. Пономарева (с. 370‑377).

На основании монографий А. М. Филитова (гл 1.) и Э. Хобсбаума (Гл. 8) дайте характеристику «ортодоксальной», «ревизионистской» и «постревизионистской» концепций холодной войны.

Дайте характеристику российско-американских отношений после распада СССР. Обратите внимание на изменение обстановки в мире и авторитета двух держав в международной политике в результате окончания холодной войны. Какая система пришла на смену биполярной? Рассмотрите следующие вопросы:

‑ договор СНВ‑2;

‑ расширение НАТО на Восток и позиция России;

‑ бомбардировки Югославии в 1999 г. и позиция России;

‑ стратегия национальной безопасности США 2002 г. (История США. Хрестоматия, с. 393‑397);

‑ проблема размещения ПРО в Польше и Чехии;

‑ российско-американские отношения в период «перезагрузки»: конфликт в Южной Осетии, договор СНВ‑3;

‑ современная стратегия национальной безопасности США (В. Н. Конышев, А. А. Сергунин);

‑ завершение «перезагрузки»: «Крымский кризис» (Обращение президента РФ 18 марта 2014 г.).

Используйте учебник М. В. Пономарева (с. 377‑403) и монографию А. И. Уткина (гл. 24).

Возможно заслушивание кратких сообщений о текущих событиях в российско-американских отношениях.

Тема 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: