Обеспечение досмотра пассажиров и ручной клади, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала

Досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов осуществляется для предотвращения несанкционированной доставки на борт воздушного судна оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других веществ, которые могут использоваться для совершения акта незаконного вмешательства. При отказе пассажира от досмотра перевозчик вправе расторгнуть договор воздушной перевозки.

Пассажиры с дипломатическим статусом, обладающие дипломатическим иммунитетом, а также фельдъегере, сопровождающие официальную корреспонденцию, проходят досмотр на общих основаниях, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РК.

Пассажиры-инвалиды (на костылях, в инвалидных колясках, на носилках и т.п.) подлежат досмотру вручную, а сопровождающие их лица проходят досмотр на общих основаниях.

Допускается проведение досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа в зданиях городских аэровокзалов в специально оборудованных для этой цели помещениях.

В этом случае при доставке пассажиров от городского аэровокзала до самолета должны быть обеспечены меры безопасности.

При поступлении информации об угрозе совершения незаконного вмешательства служба авиационной безопасности принимает меры по повышению эффективности досмотра.

В случаях обнаружения у пассажиров веществ и предметов, запрещенных к перевозке, а также по просьбе авиапредприятий и эксплуатантов производится дополнительный досмотр багажа. При неявке пассажира на посадку его багаж подлежит обязательному досмотру.

При производстве досмотра пассажира осуществляется проверка достоверности перевозочных документов и их соответствия личности предъявителя.

В аэровокзалах должны устраиваться специальные залы ожидания для пассажиров, прошедших досмотр, для предотвращения контактов с лицами, не прошедшими такого досмотра, а также с работниками гражданской авиации, не имеющими отношения к обслуживанию пассажиров. Такие же меры должны приниматься при следовании пассажиров по перрону для посадки в воздушное судно.

Каждый аэропорт должен иметь специальное помещение и технические средства для досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, груза и бортовых запасов.

При проведении контроля инспектором проверяется:

1. Установление процедур и правил производства досмотра, ответственности за их соблюдение и исполнение в Программе обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия и в Технологии производства досмотра пассажиров, экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов, разработанной с учетом специфики местных условий (далее - Технология производства досмотра).

1.1. В Программе обеспечения авиационной безопасности должны быть описаны:

- полномочия сотрудников САБ по производству досмотра, порядок их взаимодействия с сотрудниками органов внутренних дел: досмотр производится специально подготовленными сотрудниками САБ и сотрудниками территориального органа внутренних дел на транспорте;

- процедуры досмотра, которые должны применяться в случае отказа какого-либо лица от прохождения досмотра или в случае принятия решения об отказе от выполнения договора воздушной перевозки;

- перечень всех категорий лиц, которые освобождены от прохождения досмотра;

- процедуры регистрации пассажиров, порядок взаимодействия САБ с органами пограничного и таможенного контроля при пересечении зон пограничного и таможенного контроля;

- процедуры проверки личности пассажиров (вылетающих, трансферных и транзитных) и их проездных документов;

- процедуры досмотра пассажиров, в том числе и пассажиров воздушных судов АОН, их ручной клади, включая процедуры распознавания запрещенных к перевозке предметов, веществ и опасных грузов, и действия сотрудников САБ при обнаружении оружия или взрывных устройств, меры контроля в отношении членов экипажей гражданских воздушных судов, в том числе и воздушных судов АОН, авиаперсонала и обслуживающего персонала;

- организационно-технические мероприятия и основные требования к зонам контроля пассажиров (пунктам досмотра), включая их оборудование, порядок разделения прошедших и не прошедших досмотр лиц, процедура контроля пассажиров, прошедших досмотр, при их доставке к борту воздушного судна;

- типы и модели технических средств досмотра (по каждому пункту досмотра), процедуры их технического обслуживания и ремонта, порядок действий сотрудников САБ в случае отказа оборудования;

- квалификационные требования, предъявляемые к сотрудникам групп (подразделений) досмотра по каждому пункту досмотра с указанием их профессиональной подготовки (начальная подготовка, текущая учеба, повышение квалификации), к организации учета такой подготовки, а также нормы укомплектованности пунктов досмотра персоналом, порядок перемещения специалистов по номерам и должностные обязанности каждого номера;

- процедуры досмотра, применяемые в отношении дипломатических вализ и сотрудников фельдъегерской связи; порядок перевозки оружия, боеприпасов и спецсредств, конвоируемых лиц; процедуры досмотра пассажиров, сопровождающих груз на грузовых воздушных судах, вылетающих из аэропортов местных воздушных линий (с посадочных площадок), трансферных и транзитных пассажиров, и пассажиров, следующих через зал официальных делегаций;

- меры контроля за перевозкой оружия, боеприпасов и спецсредств и разрешенного действующим законодательством ношения огнестрельного оружия на борту воздушного судна;

- должностные лица авиапредприятия, ответственные за организацию и производство досмотра.

1.2. В Технологии производства досмотра должны быть установлены:

- соблюдение обязательных требований в части организации и производства досмотра (дополнения и изменения с учетом выполнения рекомендаций аэропортовой комиссии по авиационной безопасности и предписаний Ространснадзора по усилению и совершенствованию досмотра);

- порядок доведения обязательных требований до сведения сотрудников САБ, авиационного персонала и работников, должностных лиц органов пограничного, таможенного контроля, органов внутренних дел, сотрудников САБ, эксплуатантов, осуществляющих свою деятельность на территории данного авиапредприятия;

- порядок документального оформления результатов производства досмотра.

2. Наличие и состояние зон контроля и пунктов досмотра пассажиров:

- соответствие оборудования требованиям: должны быть оборудованы техническими средствами досмотра, часами, телефонной связью, в том числе прямой связью с диспетчером службы организации перевозок, пунктами регистрации билетов и приема багажа, с органами внутренних дел; должны иметься коврики, лотки, корзины, коробки, используемые при производстве досмотра пассажиров; соблюдение соответствующего температурного режима, нормальных условий труда специалистов группы досмотра; обеспечение нормальных условий нахождения пассажиров в пункте досмотра и стерильной зоне (накопителе);

- производство досмотра:

- в аэропортах: после регистрации билетов пассажиров;

- в международных аэропортах и секторах: после прохождения всех видов контроля;

- в аэровокзалах: только в случаях непосредственной доставки пассажиров к борту воздушного судна с соблюдением мер, исключающих возможность контактов пассажиров, прошедших досмотр, в пути следования с другими лицами;

- в аэропортах и на аэродромах местных воздушных линий (на посадочной площадке): в случае отсутствия САБ аэропорта и САБ эксплуатанта АОН досмотр осуществляет командир воздушного судна или назначенный им член экипажа;

- наличие и оснащенность кабин (помещений) для личного досмотра: проведение личного досмотра должно осуществляться только лицами одного пола с досматриваемым пассажиром сотрудниками САБ совместно с сотрудниками территориального органа внутренних дел на транспорте.

3. Оснащенность пунктов досмотра техническими средствами досмотра:

- наличие и соответствие сертификационным требованиям технических средств досмотра;

- организация обслуживания и ремонта технических средств досмотра: эксплуатация технических средств досмотра и поддержание их работоспособности должны осуществляться специально подготовленными сотрудниками САБ; техническое обслуживание могут осуществлять специалисты авиапредприятия, имеющие соответствующую подготовку на право проведения ремонта и технического обслуживания технических средств досмотра;

- наличие тест-объекта и методики его настройки;

- альтернативные способы и меры контроля в случаях неисправности и (или) ремонта технических средств досмотра.

4. Укомплектованность групп досмотра обученными специалистами:

- профессиональная подготовленность и наличие сертификатов (удостоверений):

- сотрудники САБ, прошедшие специальную профессиональную подготовку, должны иметь соответствующие документы установленного образца с конкретным сроком действия;

- в аэропорте и на аэродроме местных воздушных линий (посадочной площадке) досмотр должны производить работники гражданской авиации, прошедшие курс специального обучения и имеющие допуск к данной работе, с участием сотрудников территориального органа внутренних дел на транспорте либо в случае отсутствия органа внутренних дел на транспорте - с участием сотрудников территориального органа внутренних дел;

- знание специалистами групп досмотра основных характеристик и правил эксплуатации применяемых технических средств досмотра;

- наличие должностных инструкций специалистов групп досмотра.

5. Процедуры производства досмотра: ручной и выборочный досмотр, включая дополнительный досмотр (ручным контактным методом) пассажира в просторной одежде, скрывающей очертания тела; действия в случае отказа пассажира от прохождения досмотра; досмотр с использованием технических средств, включая досмотр содержимого ручной клади, верхней одежды, ремня, обуви пассажира; досмотр транзитных (трансферных) пассажиров.

6. Наличие и состояние информации для пассажиров о порядке досмотра: в агентствах, аэровокзалах, в местах заполнения таможенных деклараций и оформления багажа, перед пунктами досмотра; систематическое обновление в соответствии с ее изменением и дополнением.

7. Оснащенность техническими средствами досмотра залов для официальных лиц и делегаций и соответствие технических средств досмотра сертификационным требованиям.

8. Принимаемые меры в отношении пассажиров отдельных категорий:

- требования об уведомлении пассажиров о мерах и процедурах обеспечения авиационной безопасности:

- высокопоставленные лица и пассажиры с дипломатическим статусом, обладающие дипломатическим иммунитетом: на пунктах досмотра: досмотр ручной клади и багажа должен производиться только в их присутствии или в присутствии уполномоченных представителей согласно положениям Венской конвенции о дипломатических отношениях;

- дипломатическая почта, правительственные курьеры и дипломатические вализы и приравненная к ним на основании международных договоров Российской Федерации иная официальная корреспонденция иностранных учреждений и международных организаций досмотру не подлежат;

- лица, следующие через VIP и зал официальных делегаций: досмотр производится в пункте досмотра в зале VIP или в одном из пунктов досмотра аэропорта отдельно от остальных пассажиров;

- охрана высокопоставленных представителей правительства;

- сотрудники службы безопасности на борту воздушных судов;

- инвалиды (на костылях, в инвалидных колясках, на носилках и т.п.): досмотр производится вручную, а сопровождающие их лица проходят досмотр на общих основаниях;

- пассажиры, находящиеся под стражей или административным контролем (депортируемые лица, конвоируемые заключенные): досмотр производится на общих основаниях;

- работники, сопровождающие спецгруз и почту, личный состав караула (войсковой наряд), сопровождающего конвоируемых лиц: досмотр производится на общих основаниях без изъятия оружия, боеприпасов и спецсредств на время полета, о чем ставится в известность командир воздушного судна;

- лица с имплантированным кардиостимулятором (досмотр производится без применения технических средств досмотра).

9. Наличие и состояние стерильных зон для досмотренных пассажиров.

10. Порядок доставки и сопровождения пассажиров на борт воздушных судов:

- исключение смешивания лиц, прошедших и не прошедших досмотр, с провожающими, с персоналом аэропорта или аэровокзала, не занятыми обслуживанием пассажиров:

- расположение, планировка пунктов досмотра и размещение в них технических средств досмотра;

- допуск пассажиров рейсов по предъявлении перевозочных документов и документа, удостоверяющего их личность;

- исключение прохода через пункт досмотра персонала авиапредприятия без прохождения обязательного досмотра на общих основаниях;

- исключение нахождения посторонних лиц;

- наличие ограждения пунктов досмотра для исключения возможности наблюдения и изучения процессов досмотра;

- оборудование зон досмотра, стерильной зоны и выходов для исключения контактов провожающих и посторонних лиц с пассажирами, прошедшими досмотр.

11. Организация и состояние досмотра членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала:

- соблюдение Технологии досмотра членов экипажей, авиаперсонала и работников, не относящихся к авиаперсоналу: в пунктах досмотра, оборудованных на контрольно-пропускных пунктах;

- производство досмотра экипажей воздушных судов эксплуатантов АОН: отдельно от пассажиров коммерческих рейсов.

12. Состояние учета и отчетности по результатам досмотра (ведение Журнала учета актов изъятия запрещенных к перевозке опасных веществ и предметов).

13. Организация и соблюдение порядка перевозки на борту воздушных судов оружия, боеприпасов и спецсредств, изъятых у пассажиров на время полета:

- наличие технологии передачи оружия и боеприпасов экипажу;

- наличие помещения для приема и выдачи оружия и боеприпасов;

- условия доставки на борт воздушных судов оружия и боеприпасов;

- провоз оружия и боеприпасов в воздушных судах АОН;

- провоз оружия, хранящегося в недоступных местах воздушных судов;

- наличие Инструкции по правилам размещения, транспортировки и обеспечения сохранности металлических запираемых ящиков для перевозки оружия и боеприпасов, изъятых у пассажиров на период полета.

14. Порядок взаимодействия сотрудников САБ и сотрудников ЛОВДТ в производстве предполетного и послеполетного досмотров пассажиров, их ручной клади, лиц из авиационного персонала.

15. Организация и состояние досмотра транзитных и трансферных пассажиров:

- наличие зала (залов) для размещения транзитных и трансферных пассажиров с ручной кладью и багажом;

- меры контроля и правила обеспечения наблюдения за передвижением транзитных и трансферных пассажиров к воздушному судну.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: