Характерные особенности современного общества

Для определения современного общества американский социолог Дэниел Белл (род. в 1919 г.) ввел термин "постиндустриальное общество". Постиндустриальное общество - стадия общественного развития, что приходит на смену государственно-монополистическому капитализму, индустриальному обществу. Такое общество находится на стадии тертіальних промыслов, в сфере услуг которого занято не менее 50 процентов работающего населения. Оно производит как аграрные, так и промышленные товары, намного превышая собственные нужды. Кроме перепроизводства, ему свойственны усложнение социальных связей, максимальное развитие маркетинга, устремленность в будущее, динамическая межличностная коммуникация, большая роль научных исследований, образования, престиж образованности.

В постиндустриальный период происходят изменения во всех системах и подсистемах общества. Если раньше земля, труд, капитал были ключевыми элементами производства, то в постиндустриальную эпоху во многих отраслях производства главной составляющей становится информация. В политической сфере угасает роль национального государства, происходит децентрализация политической власти, которая чаще делегируется сверху вниз. Политика перестает быть сферой классового конфликта, политическая борьба разворачивается не за контроль над собственностью, а за влияние на государство. В социальной жизни происходит переход от иерархии (разделения на низшие и высшие чины) к сетевой организации. Собственность перестает быть главным критерием социальной дифференциации. Классовую структуру постепенно меняет статусная иерархия, которая формируется на основании образования, уровня культуры и ценностных ориентаций. Ось социального конфликта проходит не по линии владения или невладение собственностью, а по линии владение знаниями и контроля над информацией.

Постиндустриальное общество характеризуется возникновением новых систем: телекоммуникационных технологий и образования. Телекоммуникации определяют коммуникационную и информационную способности общества в целом, создают каждому человеку возможность непосредственного общения с другими субъектами общества, без посредничества никаких групп, идеологий, повышают роль каждого человека как личности. Образование тоже трансформируется из института в самостоятельную систему, которая принципиально влияет на сферу труда и экономики, является стратегическим ресурсом государственных политических структур, приоритетным статусом и групоутворю-вальним фактором.

В связи с тем, что технической базой современного общества является информация, его еще называют информационным обществом, в котором интеллектуальные технологии, информация, обработка знаний занимают все более важные места. Этот термин ввел японский ученый И. Масуда.

Информационное общество характеризуется прежде всего развитием производства информационных, а не материальных ценностей. Движущей силой его эволюции является эксплуатация вычислительной техники. Растет не только экономическое значение информационного сектора, но и его социальная и политическая вес. Стратегическими ресурсами и главными факторами развития этого общества является умственный капитал, концентрация теоретического знания, обработка информации, образование, квалификация и переквалификация. Возникает новая инфраструктура - информационные сети, банки, базы данных, массовое производство информации. Принципом управления выступает согласования, а идеологией-гуманизм. Однако новые технологии, которые определяют особенности информационного общества, имеют и негативные последствия, отмеченные в социологии категорией "дуалистическое общество", которое делится на тех, кто проиграл, и тех, кто выиграл: одни его сферы процветают, другие страдают от трудностей; жилые районы обеспеченных жителей резко контрастируют с районами малоимущих; социальная дифференциация проявляется во многих формах. Поэтому одни ученые называют такое общество "одномерным", считая, что возможность удовлетворения над-потребностей подавляет потенциальные протесты против социальной системы, делает деятельность и мышление индивида односторонними, человека одномерной, наделенной "неправильной сознанием", другие - "защищенной государством", имея в виду, что государственный аппарат контролирует все сферы общества; "дисциплинарным" обществом, утверждая, что социальные институты являются сетью принудительных учреждений, а те, кто имеет власть, поддерживают дисциплину и осуществляют контроль за помощью этих институтов и систем, делая общество "холодным и отчужденным"; "обществом риска", которому присущи развитое производство, технологический прогресс, экономический рост, эффективность. Характеристики имеют двоякий смысл: с одной стороны, прогресс и благосостояние, с другой - сокращение рабочих мест, загрязнения окружающей среды, в результате чего общество становится беззащитным перед природными катастрофами и социальными проблемами. Но современное общество, внедряя новейшие технологии, создает новые риски, от которых очень трудно застраховаться (ядерная энергия, производство химикатов, генная технология, выбросы и отходы производства и др.).

Переход от одного качества общества к другой получил название модернизации, которую связывают прежде всего с зарождением и развитием капитализма, распространением ценностей и достижений именно этой формации. В то же время бытует широкое толкование ее. Она может трактоваться и как научная теория, и как процесс совершенствования общества.

Модернизация (франц. modernisation - обновление) - система научно-методических средств исследования особенностей и направлений социальных изменений; механизм обеспечения способности социальных систем к совершенствованию.

Распространенным является линейное толкование модернизации как процесса трансформации доиндустриального общества к индустриальному, а затем к постиндустриальному состоянию, которое сопровождается кардинальными изменениями в экономической, политической, социальной сферах.

В социологии различают два вида модернизации: органическую и неорганическую. Органическая модернизация происходит благодаря ресурсам собственного развития, подготовленная внутренней эволюцией общества (переход Англии от феодализма к капитализму в результате промышленной революции XVIII в.). Она начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Капитализм в данном случае возникает естественным следствием изменений в традициях, ориентациях, мыслях людей.

Неорганическая модернизация является реакцией на достижения развитых стран, формой "догоняющего развития" с целью преодоления исторической отсталости. Например, Россия неоднократно пыталась догнать развитые страны (петровские реформы XVIII ст., сталинская индустриализация 30-х годов XX ст., перестройка 1985 г.). Такая модернизация осуществляется благодаря поощрению иностранных специалистов, обучению за рубежом, привлечению инвестиций, импорта оборудования и патентов, соответствующим изменениям в социальной и политической сферах. Однако, в Японии за короткое время она трансформировалась в органическую.

Неорганическая модернизация начинается с экономики и политики, а не с культуры ее принципы не успевают охватить большинство населения, поэтому не имеют достаточной поддержки. Именно такой вид модернизации присущ постсоветским странам.

Теория "модернизации" содержит следующие основные идеи:

а) развитой может считаться только та страна, которая имеет значительный уровень индустриализации, стабильное экономическое развитие, веру общества в силу рационального научного знания как основу прогресса, высокий уровень и качество жизни, развитые политические структуры, весомую долю среднего класса в структуре населения;

б) общества, которые не соответствуют этим критериям, относятся либо к "традиционным"или в "переходных";

в) образцом развития являются западные страны (именно поэтому теорию модернизации иногда называют теорией "вестернизации");

г) модернизируемость, развитость - комплексный феномен, который имеет технологические, политические, экономические, социальные, психологические аспекты; основой модернизации является научно-технический и технологический прогресс.

Позже возникла теория "запоздалой модернизации", ее авторы исходят из того, что существует линейный прогресс и постепенность стадий развития общества. В соответствии доиндустриальная фаза меняется индустриальной, а затем - постиндустриальной. А заимствования "рациональных" социально-экономических моделей наиболее развитых стран, не подкрепленное соответствующими социальными институтами, структурами, социальными качествами человека, приводит к "иррационально-индустриального" общества, которое поглощает больше ресурсов, чем приносит социальной отдачи.

Все эти аспекты важны при анализе трансформационных процессов в украинском обществе. Следует принимать во внимание и то, что:

- "запоздалая модернизация" может поставить общество во внешнюю зависимость;

- модернизация может быть успешной при низком росте численности среднего класса, его высокой социальной мобильности;

- успех модернизации зависит от организационных усилий центральной власти, ее умение локализовать, блокировать социальные конфликты;

- успешная модернизация требует широкой социальной опоры, мобилизации социального потенциала, способности населения спрогнозировать пользу от нее, авторитета лидера.

В Украине обретения государственной независимости происходило одновременно с социальным трансформированием, преобразованием общественных структур с авторитарно-бюрократических на демократические, плюралистические. Независимость часто воспринималась односторонне - как отделенность от тогдашней общности, а не как самостоятельность собственного общественного управления, направленного на радикальное обновление глубинных основ общественной жизни. Комплекс объективных факторов, а также грубые ошибки в общественном самоуправлении обусловили глубокий экономический кризис, снижение уровня жизни людей, обострение социальных проблем, упадок нравственности. Негативно сказались и отсутствие концепции трансформации общества, недооценка сложности системной трансформации. Все это повлекло за собой социальную аномию (распад системы ценностей в украинском обществе). Украинский социум находится в состоянии так называемого посттоталитарного синдрома. Его особенность заключается в гипертрофированно запобігливому, подневольном, присущих авторитарно-тоталитарному обществу, отношении масс к власти и во властной инерции элиты распоряжаться, контролировать и регулировать развитие общества. По мнению К. Фридриха и 3. Бжезинского, посттоталітарний синдром характеризуют:

-преобладание роли отдельных интересов над общим (раньше было наоборот);

-установление идеологического вакуума;

-протесты населения против насилия и игнорирование нажима сверху (как следствие массового террора);

-демилитаризация общества (противовес милитаризации экономики, политики, сознания с советских времен);

-информационный плюрализм.

Среди отечественных ученых отсутствует единое мнение относительно сущности современного украинского общества и направления его трансформации. По словам А. Гальчинского, Украина постепенно продвигается к так называемому социализированного капитализма (Япония, Швеция). По другим оценкам, сущностью украинского общества является феодалізований капитализм, который "соединил в себе модернизированные отношения внеэкономического принуждения, не-рыночные связи как признаки-атрибуты феодальной системы с экономической міжіндивідуальною и міжкорпорати-ственной конкуренцией и свободным рынком как признакам классического либерального капитализма"(Є.Суїменко).

Несмотря на разброс оценок, будущее Украины - в постижении общецивилизованых основ общественного бытия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: