Социальные институты, социальные организации

Для общества как сложной организованной системы жизненно важно закрепить определенные типы социальных взаимодействий. Этой цели должны служить такие элементы общества, как социальные институты, позволяющие создать прочную и устойчивую систему отношений между людьми в сложном общественной среде, сформировать социальный порядок, необходимый для удовлетворения объективных потребностей в безопасности, сохранения условий материальной жизни, социальных благ, ценностей культуры и т.д.

Социальный институт (лат. institutum - организация, порядок) - относительно устойчивая модель поведения людей и организаций, исторически сложившейся в определенной сфере жизнедеятельности общества.

Самое широкое понятие "социальный институт" выражает идею организованности, упорядочения общественной жизни.

Термин "институт" от латинского - установление, устройство. Значение:

- Узкое техническое (название специализированных учебных и научных заведений)

- Широкое социальное: совокупность норм права с определенного круга общественных отношений.

Социальный институт - исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Для социальных институтов как специфических социальных образований характерны определенные признаки.

1) Особый тип регламентации их функционирования.

2) Четкое распределение функций, прав и обязанностей.

3) самовозобновляемость большинства социальных институтов.

4) Характерно разделение труда и профессионализация выполнения функций.

5) Для выполнения своих функций институт имеет учреждения, в рамках которых организуется деятельность того или иного института. Каждый институт должен обладать необходимыми средствами и ресурсами.

Институт здравоохранения имеет такими учреждениями, как больница, поликлиники, имеет свои органы управления.

Социальный институт - приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводами социальных норм.

- Потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака),

- Потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство),

- Потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство).

- Потребности в передаче знаний, социализация подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру).

- Потребности в решении духовным проблемам, смысл жизни (институт религии).

Институционализация - закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.

Внутри главных институтов прячутся неглавные или неосновные институты. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу.

Функция социального института - польза, которую он приносит обществу или совокупность решаемых задач, достигаемых целей, которые предоставляются.

Дисфункция - институт кроме пользы приносит вред.

(Готовят плохих специалистов учебные заведения).

Социальные институты классифицируют на основе различных критериев.

Распространенной является классификация по критериям целей (содержательных задач) и сферой действия:

- Экономические (собственность, деньги, банки) обеспечивают производство и распределение общественного богатства, регулирующие денежное обращение;

- Политические (государство, Верховная Рада, суд, прокуратура) связанные с поддержанием определенной формы политической власти, сохранением и восстановлением идеологических ценностей;

- Культурные и воспитательные (наука, образование, семья, религия, различные культурные учреждения) - способствуют усвоению и отражению культурных, социальных ценностей, социализации индивидов.

- Социальные - организуют добровольные объединения, регулируют повседневную социальное поведение.

По способу регулирования поведения людей в рамках определенных институтов выделяют:

- Формальные и

- Неформальные социальные институты.

Формальные социальные институты - основывают свою деятельность на четких принципах (правовых актах, законах, указах, инструкциях), осуществляют управленческие и контрольные функции на основе санкций, связанных с поощрениями или наказанием (административным, уголовным). К таким институтам относятся государство, армия, школа.

Неформальные социальные институты не имеют четкой нормативной базы, то есть взаимодействие в рамках этих институтов не закреплено формально. Является результатом социального творчества и волеизъявления граждан (культурные и социальные фонды, объединения по интересам).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: