ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ПО ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА И ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛИТЕТА
Сыктывкар 2015
ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Автор-составитель – Курач Татьяна Лукъяновна, к.ю.н., доцент кафедры теории и истории государства и права СыктГУ,
Раздел 1. ЧЕЛОВЕК
Понятие человека. Человек как биосоциальное существо. Человек как индивид. Человек как индивидуальность. Человек как личность.
Теории происхождения человека: эволюционная; трудовая; теория «парадокса человека»; инопланетарная версия происхождения человека; концепция Поршнева.
Представления о человеке в истории философии: античная философия о человеке как мере всех вещей; христианская философия о человеке как результате божественного творения; эпоха Возрождения о человеке как центре мироздания; философия Нового времени о специфике человека; социологизм в понимании человека в западно-европейской философии 19 века; представления о человеке в современной философии.
Бытие человека: основные категории онтологии (бытие, материя, сознание); материальное бытие человека и его особенности; духовное бытие человека и его особенности; смысл человеческого бытия.
Человеческая деятельность как специфическая форма бытия человека в мире: специфика человеческой деятельности; структура деятельности; мотивы деятельности; виды деятельности (творчество, труд, игра, общение, коммуникация, познание); целерациональная, ценностно-рациональная, аффективная, традиционная виды деятельности.
Человек как личность: условия формирования личности; социализация как основное условие формирования личности (понятие; этапы социализации, ее виды; агенты и институты социализации); воспитание личности, его этапы; межличностные отношения, их виды; структура личности (направленность, опыт и уровень подготовленности, конституциональные свойства); типы личности.
Основные свойства личности: самость; самосознание, его особенности, уровни и механизм формирования; внутренний мир человека (интеллект, эмоции, воля, ценности, духовная культура); самопознание личности, его средства и результат (формирование «Я-концепции»); самореализация личности; менталитет личности; поведение личности; бессознательное в личности; свобода личности; ответственность личности; социальный статус личности (понятие, виды, иерархия статусов); социальные роли личности, их виды; социальный престиж личности; потребности личности, их классификация; интересы личности; способности личности; мировоззрение личности, его структура и типы.
Раздел 2. ПОЗНАНИЕ
Понятие познания: познание как деятельность; философские концепции познания (гностицизм, агностицизм, скептицизм, материалистические учения 17-19в.в., диалектико-материалистическая концепция познания; современные подходы к пониманию познания); виды познания (обыденно-практическое, игровое, мифологическое, художественно-образное, философское, религиозное, личностное, интуитивное); структура познания
Уровни познания: чувственное познание и его формы (ощущения, восприятия, представления, воображение); рациональное познание и его формы (понятие, суждение, умозаключение); мышление и речь.
Истина: свойства истины; виды истины (абсолютная и относительная истины); современная концепция истины; критерии истины; границы истины.
Научное познание: свойства научного познания; особенности научного познания; уровни научного познания (эмпирический и теоретический); методы научного познания; формы научного познания (проблема, гипотеза, теория); наука как система знаний; наука как специфический вид деятельности; функции науки; научная картина мира и этапы ее развития (классическая, неклассическая, постнеклассическая).
Знание: социальное (гуманитарное) знание и его особенности; ложное знание; вера и знание.