Научное познание kak предмет методологического анализа

С позиций современной методологии науки для научного исследования характерно следующее: наличие конкретного объекта исследования; дифференцированное решение эмпирических (выявление фактов, разработка методов измерения), логических (вывод одних положений из других, установление связей между ними) и теоретических (выяснение причин, констатация принципов, формулирование гипотез и законов познавательных задач; четкое различие установленных фактов и гипотез; 4) объяснение и прогнозирование фактов и явлений.

1Познание - это процесс избирательно-активного действия, отрицания и преемственности исторически сменяющихся, прогрессирующих форм приращения информации [11]

Информация -объективное свойство материальных систем, вторичное по отношению к отображаемому объекту, упорядоченность и структура которого переносятся в отражающую систему в процессе взаимодействия [12].

Специальная форма представления информации, позволяющая человеческому мозгу хранить, воспроизводить и понимать ее, формирует такое понятие, как «знание».

2Знание -есть проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, который, с одной стороны, являет собой адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теоретических схем, теорий, а с другой - выступает как владение ими и умение действовать на их основе.

3Наука - это высокоспециализированная деятельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их высокоэффективного использования. Наука - это знание, достигшее оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности, эмпирической подтверждаемости и принципиально возможной фальсифицируемости, концептуальной связности, предсказательной силе и практической эффективности [6]. Кроме научного познания, существуют также вненаучные способы постижения действительности, важнейшим из которых является искусство, а самым: знакомым - обыденное познание.

4Факт (лат. factum - сделанное, совершившееся) является синонимом слов «истина», «событие», «результат» [13]. Как категория логики и методологии науки факт - это достоверное знание о единичном. Известно высказывание И.П. Павлова о том, что факты -это воздух ученого; положение - научное утверждение, сформулированная мысль; понятие - мысль, отражающая в обобщенной и абстрагированной форме предметы, явления и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков - свойств предметов и явлений. Например, понятие «обучаемые» включает в себя учащихся общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования, студентов, курсантов, слушателей и т.д.

Понятие среди других форм организации научного знания занимает особое место, поскольку факты, положения, принципы, законы, теории выражаются через слова - понятия и связи между ними, поскольку высшей формой человеческого мышления является понятийное, словесно-логическое мышление. Как писал Г. Гегель - понять значит выразить в форме понятий.

Процесс образования и развития понятий изучает логика - формальная и диалектическая. Формальная логика изучает общую структуру понятий, его видов, структуру определения понятий, их структуру в составе более сложных контекстов, структуру отношений между понятиями. Диалектическая логика исследует процессы формирования и развития понятий в связи с переходом научного знания от менее глубокой сущности к сущности более глубокой, рассматривает их как ступени познания, как итог научной познавательной деятельности.

5Содержание понятия, объем понятия, закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия, правила деления объема понятия, видовые и родовые понятия, единичные и общие понятия, конкретные и абстрактные понятия и семь основных правил определения понятий. Найти самостоятельно (логический словарь-справочник Н.И. Кондакова [10]). Понятие необходимо отличать от термина, который является лишь носителем, способом обозначения понятия. Например, термин «педагогический процесс». Понятие же «педагогический процесс» - это все, что известно педагогической науке о целях, содержании, формах, методах и средствах обучения и воспитания учащихся и т.д.

В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Это различие, во-первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера достигаемых научных результатов.

6Эмпирическое исследование предполагает выработку исследовательской программы, организацию наблюдений, эксперимента, описание (протоколирование) наблюдаемых и экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Словом, для эмпирического познания характерна фактофиксируюшая деятельность. Эмпирические понятия представляют первый шаг в ходе сложного и противоречивого процесса все более глубокого постижения действительности. На уровне обыденного познания они совпадают с названиями и описаниями чувственно воспринимаемых и наблюдаемых предметов и явлений. На эмпирической стадии познания в науке вводятся уже понятия с более точно определенным смыслом, чем термины обыденного языка, но они по-прежнему обозначают либо непосредственно наблюдаемые предметы и их свойства и отношения, либо предметы и свойства, которые могут наблюдаться с помощью различных приборов, устройств и инструментов, которые, по сути дела, являются продолжением и усилением наших органов чувств.

7Теория в широком смысле слова система достоверных представлений, идей, принципов, объясняющих какие-либо явления. В узком смысле теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, причинно-следственные связи, определяющие характер функционирования и развития определенной области реальности. В узком смысле теория - форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения и предсказания явлений и процессов данной предметной области, т.е. всех явлений и процессов, описываемых данной теорией. Один из наиболее широких классов современных научных теорий составляют описательные теории. Их иногда называют эмпирическими. Такова физиологическая теория, созданная И.П. Павловым, различные современные психологические, педагогические теории и т.д. Такая теория непосредственно описывает определенную группу объектов; ее эмпирический базис обычно весьма обширен, а сама теория решает прежде всего задачу упорядочения относящихся к ней фактов. Общие законы, формулируемые в теориях этого типа, представляют собой генерализацию, обобщение эмпирического материала. Эти теории формулируются в обычных естественных языках с привлечением лишь специальной терминологии, соответствующей изучаемой области знания. В них обычно не формулируются явным образом правила используемой логики и не проверяется корректность проводимых доказательств за исключением опытно-экспериментальной проверки. Описательные теории носят по преимуществу качественный характер, что определяет их ограниченность, связанную с невозможностью количественно охарактеризовать то или иное явление.

Второй тип теорий - математизированные научные теории, использующие аппарат и модели математики.

8Классический детерминизм постигает мир в категориях причины и следствия и представляет его как сеть причинных связей. Детерминизм выстраивает для любого явления ближайший контекст по прямой линии от причины к следствию - таким способом могут выстраиваться и довольно длинные цепочки, в которых любое следствие становится причиной очередного явления.

Казалось, что для каждого явления можно однозначно указать причину и строго логически вывести из нее это явление как следствие. На языке точных формул стремились говорить и психология, и педагогика, имевшие дело с наиболее сложным и наименее определенным содержанием. В XX в. многим ученым и философам стало ясно, что неопределенности и случайности в принципе нельзя избежать, и там, где раньше наука была готова однозначно предсказывать конкретные следствия из известных причин, она стала предсказывать лишь распределение вероятностей

9Строение теории: эмпирический базис теории содержит основные факты и данные, а также результаты их простейшей логико-математической обработки; исходный теоретический базис включает основные допущения, аксиомы и постулаты, фундаментальные законы и принципы; логический аппарат содержит правила определения производных понятий и логические правила вывода следствий или теорем из аксиом, а также из фундаментальных законов производных или неосновных законов.

10Принципы науки - это основополагающие гносеологические, логические, методологические и ценностные требования к теоретической и практической человеческой деятельности. Они не представляют собой априорные и абсолютные константы науки, а уточняются по мере углубления познания.

11Принципы диалектики - основание каждой науки [18]: 1 Принцип отражения (его суть в том, что познание есть идеальное отражение действительности, представляющее качественно новый этап в развитии отражения как свойства всей материи). 2 Принцип различения и отождествления, согласно которому при отображении действительности в познании происходит как различение предметов, свойств и отношений по существенным для решения некоторой задачи признакам, так и отождествление по несущественным признакам. 3. Принцип фундаментальной роли практики (в диалектико-материалистической гносеологии практика понимается как материальная сознательная деятельность людей по преобразованию природы и общества; практика является фундаментальным критерием адекватного отображения действительности (например, истинности суждений), а также основой развития познания; однако существуют и вспомогательные критерии истинности; так, истинность эмпирического суждения (эмпирическую истинность) можно непосредственно установить с помощью эмпирических методов, например наблюдения; аналитическую истинность утверждения, скажем, о несоизмеримости стороны и диагонали квадрата можно установить только путем анализа смысла терминов, так как в реальной действительности таких абстрактных объектов, как квадрат, не существует; однако и эмпирические и аналитические критерии истинности в конечном счете опираются на материальный критерий - практику). 4 Принцип принятия гносеологических предпосылок состоит в том, что познание неизбежно упрощает, огрубляет и даже идеализирует отображаемую действительность (иногда их называют теоретико-познавательными предпосылками). 5 Принцип «снятия» гносеологических предпосылок (категория «снятие» в диалектическом материализме понимается как переход от одного уровня развития объекта к другому, при котором элиминируются одни свойства объекта и усиливаются другие, но с сохранением тех свойств «старого», которые необходимы для «нового»; принцип «снятия» гносеологических предпосылок является утверждением о том, что в процессе развития познания гносеологические предпосылки, допустимые на одном уровне отображения объекта, на новом уровне должны быть «сняты», т.е. не просто отброшены, а заменены новыми по закону отрицания отрицания). 6Принцип относительности адекватности отражения как рационального, так и чувственного (его суть в том, что все виды, формы и свойства познания и его критерии, в конечном счете детерминируются решаемыми с их помощью практическими задачами).

12Исследовательские подходы. Натурный подход заключается в непосредственном исследовании изучаемого явления без изменения его собственной природы и, как правило, в естественных условиях. Исходные данные о явлении получаются наиболее прямым путем, а результаты сопоставляются непосредственно с объектом исследования. Модельный подход - метод исследования, основанный на изучении объекта (оригинала) посредством объектов-заменителей, моделирующих его структуру и поведение, с последующим переносом полученных знаний с модели на оригинал. Структурный подход - содержанием его является познание структуры, внутренней взаимосвязи компонентов целостной системы. Познание структуры позволяет выявить многообразие связей компонентов целого, выделить среди них существенные и несущественные, необходимые и случайные. Раскрытие структуры позволяет понять конкретное место, роль и значение компонентов в целом, их взаимодействие, вскрыть факторы существования целого, внутренний механизм его функционирования, путь взаимодействия с внешней средой. Функциональный подход основан на рассмотрении не конкретной реальной формы исследуемого объекта, а комплекса функций, которые он выполняет или должен выполнять. Функции выступают как сущность объекта исследования, а его компоненты - как формы их проявления. Исследование заключается в четкой оценке и классификации функций: основные, вспомогательные и ненужные. Совокупность всех функций характеризует структуру исследуемого объекта. Комплексный подход предполагает одновременный учет всех аспектов, особенностей и факторов, прямо или косвенно влияющих на решение проблемы, но не исходящий непосредственно из идей их взаимоувязанного единого целого. Он означает всестороннее изучение объекта или проблемы в тесном взаимодействии с представителями разных наук, с привлечением различных научных теорий и методов. Однако комплексность недостаточна для получения полной картины исследуемого объекта или явления. Ее должна дополнять системность. Системный подход есть развитие комплексного, поскольку он более глубоко и точно отражает внутренние и существенные связи и отношения компонентов системы, закономерности ее функционирования, что является основой для создания более полной теории исследуемого объекта. При системном подходе все связи, элементы, функции и проблемы рассматриваются в виде единого целого. При таком подходе каждый объект, представляемый как система, рассматривается не только как нечто самостоятельное целое, а как элемент системы более высокого уровня со всеми его существенными взаимосвязями с другими объектами, входящими в состав этой более сложной системы.

13Общенаучные методы исследования: наблюдение; сравнение; измерение; эксперимент; абстрагирование; анализ и синтез; индукция и дедукция; аналогия и моделирование; идеализация; формализация; аксиоматический и логический методы; исторический, системный, комплексный, структурный, функциональный подходы и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: