Общая трудоемкость дисциплины составляет зачетных 3 единицы, 108 часов (экзамен). I часть «Основа литературоведческого анализа» составляет 2 зачетные единицы (72 часа)
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||
Введение. Теоретические и методологические предпосылки филологического Анализа. Художественный текст и его основные признаки. | Л.2 | СР 2 | |||||
Соотношение между анализом и интерпретацией текста | . | ПР2. | СР4 | Круглый стол по данной теме. | |||
Структура литературного произведения и её анализ | СР 2 | ||||||
«Образ автора» как основа стиля художественного произведения. Способы выражения авторской позиции в эпическом, драматическом и лирическом произведении. | 3-8 | Участие в практическом занятии | |||||
4. | Сюжетно-композиционная структура текста. Хронотоп как выражение авторской картины мира. | 9-10 | Участие в практическом занятии | ||||
5. | Композиционно-речевая организация текста. Структура повествования. | 11-12 | Участие в практическом занятии | ||||
Образный строй текста. Создание образов действующих лиц в художественном произведении | 13-14 | Участие в практическом занятии | |||||
7. | Интертекстуальные связи литературных произведений | 15-16 | Письменная контрольная работа |
5. Образовательные технологии:
|
|
Рекомендуемые образовательные технологии проблемного обучения: методы: дискуссия, групповая работа, активные и интерактивные формы проведения занятий: круглый стол, деловые и ролевые игры, мозговой штурм.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
6.1. Студентам предлагается подготовить эссе, сообщения о современном прочтении чеховских произведений в театральных и киноинтерпретациях или предложить собственную интерпретацию следующих произведений: «Дуэль», «Дама с собачкой», «Палата № 6», «Три сестры», «Вишневый сад», «Дядя Ваня».
6.2.
Вопросы для зачета
1.Понятие текста в лингвистике, литературоведении и культурологии.
2.Основные признаки художественного текста как эстетической реальности.
3.Структура художественного текста и её анализ.
4.Интерпретация как форма постижения смысловой целостности художественного текста.
|
|
5.Анализ внешней композиции (архитектоники) и внутренней композиции художественного текста.
6.Сильные позиции текста.
7.Выявление «семантической» композиции текста. Роль повторов в структуре текста. Ключевые слова в тексте.
8.Анализ рамочных компонентов текста.
9.Образный строй текста. Анализ образных средств.
10.Аналих структуры повествования. Типы художественного повествования.
11.Анализ субъектно-речевых планов повествователя и персонажей.
12.Хронотопическая организация художественного текста, её содержательное значение.
13.Анализ способов выражения авторской позиции: авторские описания. Выражение авторской позиции в эпическом, лирическом и драматическом произведении.
14.Анализ соотношения заглавия и эпиграфа с текстом произведения.
15.Ремарки в драматическом произведении как проявление авторской позиции.
16.Анализ интертекстуальных связей в художественном тексте.
6.3. Письменная контрольная работа.
Студентам предлагается проанализировать предложенные тексты с точки зрения принципов их построения (сюжетно-композиционная и композиционно-речевая организация текстов) и способов выражения авторской позиции в тексте.
А.С. Пушкин «Послание в Сибирь», «Я вас любил». «Станционный смотритель», «Пиковая дама».
М.Ю. Лермонтов «Мцыри». «Тамань».
Н.В. Гоголь «Ревизор». «Шинель», «Мертвые души».
И.С. Тургенев «Ермолай и мельничиха», «Ася».
Н.А. Некрасов «Размышление у парадного подъезда».
А.Н. Островский «Бедность не порок», «На всякого мудреца довольно простоты», «Лес», «Поздняя любовь».
Ф.М. Достоевский «Кроткая».
А.П. Чехов «Студент», «Ионыч». «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад».