Цели и задачи прогностики

Социальное прогнозирование как метод научного познания.

Социальное проектирование — это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. Прогнозирование — один из важнейших этапов проектной деятельности. Прогнозирование в широком смысле — предвидение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле — специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений. Социальное прогнозирование — это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов (трудовых коллективов, регионов, процессов миграции населения, деторождения и т. п.). Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе. Главная задача прогнозирования — научная разработка прогнозов. Прогноз — это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем или об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогноз описывает будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит дескриптивный (описательный) характер.
В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем:

§ экстраполяция в будущее тенденций, закономерностей развития, которые хорошо известны в прошлом и настоящем;

§ моделирование объектов исследования, представление их в упрощенной форме, схематическом виде, удобном для получения выводов прогнозного характера;

§ прогнозная оценка эксперта.

Существуют три дополняющих друг друга способа разработки прогнозов:

§ анкетирование (интервьюирование, опрос);

§ экстраполирование и интерполирование — построение динамических (статистических и логических) рядов развития показателей прогнозируемого процесса;

§ моделирование — построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного и желаемого изменения прогнозируемого объекта.

Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта.

Цели и задачи прогностики

Прогностика – наука о системе нашего мышления о будущем, способах и методах исследования будущего.

Прогностика как система научных знаний о будущем тесным образом связана и взаимодействует с историей и математикой, философией и социологией, психологией и правоведением.

Цель прогнозирования – на ос­нове анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения тенденций измене­ния факторов, влияющих на рассматриваемую систему, правильно определить количе­ственные и качественные параметры ее развития в перспективе, раскрыть содержа­ние ситуации, в которой окажется система.

Одна из важнейших задач прогностики – разработка специальных методологических проблем про­гнозирования с целью повышения обоснованности прогно­зов.

В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач прогнозного исследования:

– определении и мотивировании цели развития;

– определении средств, способов, путей достижения целей.

Полный цикл прогнозного исследования включает в себя:

– изучение проблемной ситуации в теории и на практике;

– анализ предпрогнозного и прогнозного фона;

– определение цели и задач;

– выдвижение гипотез;

– выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом;

– проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования;

– формулирование выводов и предложений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: