Восприятие

Восприятиеформа целостного психического отражения предметов или явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на рецепторные поверхности органов чувств.

Восприятие предполагает акт категоризации. Мы предъявляем субъекту соответствующий объект, а он отвечает путем отнесения восприятия раздражителя к тому или иному классу вещей или событий. С помощью некоторых характерных, определяющих свойств (признаков) входного сигнала он осуществляет отбор, отнесение воспринимаемого объекта к определенной категории в отличии от иных категорий.

Категории могут быть разными: звук, прикосновение, боль и т.д. При такой грубой категоризации воспринимаемых объектов признаки играют двоякую роль:

· характеристик самого процесса восприятия и

· сенсорных данных, на основе которых происходит восприятие.

Этот вывод на основании признака объекта о принадлежности его к определенному классу, осуществляемый при восприятии, интересен тем, что он ничем не отличается по существу от любого другого вида категориальных выводов, источником которых служат признаки предметов.

Таким образом, с самого начала мы убеждаемся, что одна из главных характеристик восприятия является свойством познания вообще.

Основное допущение, которое мы должны принять с самого начала, состоит в том, что перцептивный опыт, есть конечный продукт процесса категоризации, ибо восприятия имеют родовой характер, в том смысле, что все воспринимаемое относится к некоторому классу, и лишь через него приобретает свое значение.

Другая черта восприятия, помимо его категориального характера, состоит в том, что оно в большей или меньшей степени соответствует действительности. Эта особенности восприятия обозначается как функция РЕПРЕЗЕНТАЦИИ реальности.

Содержание восприятия представляет внешний мир как некоторое сложное сообщение, которое можно. Однако, понять, несмотря на его возможные искажения. Говоря о том, что восприятие представляет действительность или соответствует ей, мы обычно имеем ввиду, что результаты восприятия можно более или менее точно предсказать! Это значит, что видимый нами предмет можно также осязать и обнюхать, и должно существовать некое соответствие, или конгруэнтность, между тем, что мы видим, слышим, осязаем, обоняем.

Обучаясь восприятию, мы усваиваем отношения, существующие между наблюдаемыми свойствами объектов и событиями, усваиваем соответствующие категории и системы категорий, научаемся предсказывать взаимозависимости событий и проверять эти предсказания.

Правильное восприятие в неоптимальных условиях основано на способности человека соотносить приходящий раздражитель с соответствующей ситемой кодирования. Когда информация фрагментарна, человек восстанавливает недостающие элементы сообщения с помощью кода, с которым связана сохранившаяся часть этого сообщения. Если окажется, что выбранная им кодовая система не соответствует входному сообщению, результатом будет ошибка, неверное восприятие.

ВЫВОД: Перцептивное научение состоит не в увеличении тонкости различения, а, скорее, в усвоении надлежащих способов кодирования окружающей среды (учитывая ее предметный характер, связность, избыточность) и последующей категоризации доходящих до субъекта раздражителей с помощью кодовых систем.

ВОСПРИЯТИЕ – это процесс категоризации, в ходе которого организм осуществляет логический вывод, относя сигналы к определенной категории, и во многих случаях этот процесс является неосознаваемым. Результаты такой категоризации обнаруживают большую или меньшую степень соответствия природе физического мира, в котором действует данный организм.

Всякий акт категоризации того или иного предмета или события включает в себя целый ряд решений:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: