Подходы и методы, используемые для оценки бизнеса

Существует три подхода к оценке стоимости бизнеса: доходный, затратный и сравнительный.

Доходный подход к оценке бизнеса (income approach) – это способ определения стоимости предприятия или его собственного капитала, в рамках которого используются один или более методов, основанных на пересчете будущих (ожидаемых) доходов в стоимость. При этом стоимость бизнеса определяется как текущая стоимость будущих доходов от владения предприятием.

Затратный подход к оценке бизнеса (asset based approach) – это способ определения стоимости предприятия или его собственного капитала, в рамках которого используются методы, основанные непосредственно на исчислении стоимости активов предприятия за вычетом его обязательств. При этом стоимость активов предприятия определяется стоимостью затрат, необходимых для создания, восстановления или утилизации актива с учетом всех видов износа.

Сравнительный подход к оценке бизнеса (market approach) – это совокупность методов оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними или рыночной стоимости их акций, обращающихся на открытом финансовом рынке.

Согласно российскому законодательству оценщик обязан использовать три подхода к оценке, а в случае невозможности применения какого-либо из них – обосновывать отказ от его использования. Как правило, один из подходов считается базовым, два других необходимы для корректировки получаемых результатов. При этом учитывается значимость и применимость каждого подхода в конкретной ситуации.

Оценщик не обязан ис­пользовать все имеющиеся методы, а может ограничиваться лишь теми, ко­торые более соответствуют ситуации. Существуют определенные приемы выбора методов оценки стоимости бизнеса для каждой конкретной ситуации.

На первом этапе выбора методов должны быть чётко определены:

1) цель оценки;

2) используемый стандарт стоимости;

3) объём доступной информации и др.

На втором этапе выбора методов оценки наиболее важен анализ отраслевых факторов и факторов на уровне компании. Отраслевые фак­торы анализируются по следующим параметрам:

1) перспективы развития отрасли;

2) ретроспективный анализ доходности и ожидаемая доходность компаний отрасли;

3) уровень отраслевого риска.

На уровне предприятия анализируются факторы, отражающие темпы роста доходов оцениваемого предприятия, динамику его финансовых показателей, зависимость от покупателей и поставщиков. Выбор методов оценки в большей степени зависит от характеристик оцениваемого предприятия, а не от отраслевых факторов.

На третьем этапе оценщику необходимо определить:

1) какой подход будет базовым;

2) какие методы оценки будут использованы.

В практике оценочной деятельности возникают самые разные ситуации, и при этом каждому классу (типу) ситуаций соответствуют свои подходы и методы.

Так, если существует развитый рынок бизнеса, аналогичный оцениваемому, то используется сравнительный подход. Для оценки стоимости строительства, сложных и уникальных объектов, не имеющих доходных характеристик, используется затратный подход. Затратный подход также наиболее приемлем для оценки объектов в целях страхования и для определения вариантов ННЭИ земельных участков. Доходный подход применяется для оценки бизнеса, инвестиционных проектов и крупных предприятий, имеющих ретроспективные данные

Во многих случаях каждый из трех подходов может быть использован для проверки оценки стоимости, полученной с помощью других подходов. Каждый подход позволяет подчеркнуть определенные характеристики объекта и базируется на информации определенного рода, получаемой на основе анализа данных рынка.

В условиях идеального рынка все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости; однако, большинство рынков являются несовершенными.

Итоговая величина стоимости объекта оценки – это величина стоимости, полученная как итог обоснованного оценщиком обобщения результатов расчётов его стоимости при использовании различных подходов к оценке.

Окончательная величина стоимости бизнеса (предприятия) может определяться следующими методами:

1) методом средневзвешенной величины по формуле:

, (1.1)

где V0i - величина стоимости бизнеса (предприятия), полученная в результате применения i -того метода оценки;

wi - весовой коэффициент i –того метода оценки, который определяется оценщиком с учетом достоверности информации, используемой в процессе оценки;

2) методом анализа иерархий (МАИ): применяется для согласования результатов, полученных с использованием различных подходов и методов оценки.

1. Первым шагом МАИ является структурирование проблемы, согласование результатов в виде иерархии. В наиболее простом виде иерархия строится с вершины, представляющей цель проблемы через промежуточные уровни, обычно являющиеся критерием сравнения к самому нижнему уровню, который в общем случае является набором альтернатив.

2. После иерархического воспроизведения проблемы строится матрица сравнения критериев и рассчитывается значение приоритетов критериев. Элемент матрицы - aij - представляет собой интенсивность элемента иерархии i относительно иерархии j.

Интенсивность проявления обычно оценивается по шкале интенсивности в балльных оценках от 1 до 9:

1 - равная важность;

3 - умеренное превосходство одного над другим;

5 - существенное превосходство;

7 - значительное превосходство;

9 - очень сильное превосходство;

2,4,6,8 - промежуточные значения.

Сравниваются результаты, получившиеся на нижнем уровне, т.е. набор альтернатив между собой и по каждому выбранному критерию отдельно.

Определяется итоговое значение веса каждой альтернативы путем умножения локальных приоритетов на приоритет соответствия критерия на вышестоящем уровне и дальнейшем суммировании по каждому элементу в соответствии с критерием, на который воздействует элемент.

Рис. 3. Согласование результатов оценки

Структурирование по иерархии включает (рис. 3):

А - возможность отразить действительные намерения покупателя и продавца;

Б - тип, качество, обширность данных, на основе которых проводился анализ;

В - способность параметров, используемых методов учитывать конъюнктурные колебания;

Г - способность методов учитывать специфические методы оценки объекта, влияющие на сто стоимость (размер, местоположение и т.д.).

Сравнительная характеристика подходов к оценке бизнеса представлена в табл. 1.4.

Таблица 1.4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: