Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского

· «первичные цивилизации»

· «одноосновные цивилизации»

· «двухосновные цивилизации»

· «объединительная цивилизация»

Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процесса.

В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов. Прогресс относителен. Например, он может затрагивать экономику, и в то же время применять это понятие по отношению к духовной сфере можно очень ограниченно.

Понятие " цивилизации " одно из самых сложных в современной науке: предложено множество его определений. Сам термин происходит от латинского слова "гражданский". В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

В современной теории цивилизаций распространены как линейно-стадиальные концепции (в них под цивилизацией понимается определенная ступень мирового развития, противопоставляемая "нецивилизованным" обществам), так и концепции локальных цивилизаций. Существование первых объясняется европоцентризмом их авторов, представляющих мировой исторический процесс как постепенное приобщение варварских народов и обществ к западноевропейской системе ценностей и постепенное продвижение человечества к единой мировой цивилизации, на этих же ценностях основанной. Сторонники второй группы концепций употребляют термин "цивилизация" во множественном числе и исходят из представления о многообразии путей развития различных цивилизаций.

Недостатки цивилизационного подхода:

· Не позволяет представить исторический процесс как целостное явление

· Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ

· Не позволяет исследовать закономерности исторического развития

В современной науке ведутся разговоры о межцивилизационных конфликтах. Теория «столкновения цивилизаций» была разработана С. Хантингтоном. В основе выделения цивилизаций лежит принадлежность к разным религиозным традициям, что приводит к конфликтам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: