Одним из критиков формационного подхода можно назвать Иммануила Валлерстайна, который считал, что однолинейная схематичность, свойственная формационному подходу, не позволяет предвидеть пути реального развития мира.
Он предложил так называемый новый марксизм – теорию исторических систем:
Мини-системы – первобытные сообщества, занимающие небольшие территории, существующие короткий срок, объединенные кровным родством, однородной культурной и управляющей средой.
Мировые империи – обширные политические централизованные структуры, включающие большое культурное разнообразие. Их основная деятельность – взимание дани с самоуправляющихся производителей и ее перераспределение среди структур управления – чиновников.
Мировые экономики – производящие структуры, пересекающие любые границы и образующие сети обмена продуктами и услугами (миросистемы).
У миросистемы есть «ядро» – это группа высокоразвитых стран (Западная Европа, Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Япония). Они получают максимум прибыли от всемирного производства. На краю миросистемы находится «периферия» – страны так называемого «третьего мира» в Азии, Африке и Латинской Америке. Они служат сырьевой базой и источником сельскохозяйственной продукции для стран «ядра». Остальные страны находятся в промежуточном состоянии «полупериферии». Они могут быть либо интегрированы в «ядро», либо опуститься на «периферию».
|
|
Какова же перспектива капиталистической миросистемы? Валлерстайн утверждает, что она обречена на крах. В этом он следует Марксу. Однако, Валлерстайн не утверждает, что на смену капитализму придет демократическое общество справедливого равенства. Он считает, что будущее открыто и то, каким оно будет, решается не мыслителями, а практикой глобальных антисистемных движений.