В современной политической наук^ первостепенное внимание уделяете поиску форм и способов контроля протеканием конфликтов, выработк, эффективных технологий управления ими. К контролю за кош фликтом стремятся даже те силы, которые заинтересованы не _, урегулировании, а в перманентном его обострении, консервации| что, по их расчетам, могло бы породить ситуацию, которую можнс использовать более эффективно, чем противники. В этом случг. оппозиционные силы могут постоянно оспаривать предлагаемые властями правила игры, ставя их перед необходимостью ужесточ, чать свои требования, что дает повод обвинить их в недемократиз-1 ме. В свою очередь и правящие элиты нередко выдвигают непрй-Я емлемые условия для сотрудничества с оппозицией, надеясь над истощение ее сил или на компрометацию в глазах общественного!] мнения (как не стремящейся к общественному согласию). 372
Однако в большинстве случаев политические силы стремятся к контролю за конфликтами именно с целью их урегулирования. При зтом в качестве субъекта управления конфликтом могут выступать как одна из его сторон, так и, условно говоря, третья сила, не участвующая в нем, но заинтересованная в его урегулировании (например ООН в разрешении арабо-израильского конфликта). Особым значением для политической жизни обладают те случаи, когда стремление управлять развитием конфликта исходит со стороны правящих структур, центральных властей государства.
|
|
Но кто бы ни выступал субъектом управления конфликтом, поиск технологий регулирования конкурентных взаимоотношений неизбежно опирается на решение ряда универсальных задач:
— воспрепятствовать возникновению конфликта либо его разрастанию и переходу в такую фазу и такое состояние, которые значительно увеличивают социальную цену за его урегулирование;
— вывести все теневые, латентные, неявные конфликты в открытую форму с тем, чтобы уменьшить неконтролируемые процессы и следствия данного взаимодействия, избежать внезапных, обвальных потрясений, на которые невозможно будет правильно и оперативно отреагировать;
— минимизировать степень социального возбуждения, вызываемого течением политического конфликта в смежных областях политической (общественной) жизни, чтобы не сдетонировать более широкие, дополнительные потрясения, на регулирование которых будет необходимо тратить дополнительные ресурсы и энергию.
Эти универсальные цели, лежащие в основании стратегии управления конфликтами, неизбежно конкретизируются в соответствии с основной установкой — либо на урегулирование, либо на разрешение спорных ситуаций. Урегулирование, в частности, предполагает снятие остроты противоборства сторон, а также стремление субъекта управления избежать наиболее негативных последствий конфликта (для себя, государства, общества в целом). Оно может быть полным или частичным. Однако в любом случае достигаемый между сторонами компромисс не может устранить причин конфликта, сохраняя тем самым определенную вероятность нового обострения уже урегулированных отношений. Разрешение же конфликта предполагает исчерпание самого предмета спора или такое изменение ситуации и обстоятельств, которое породило бы бесконфликтные отношения сторон, отношения партнерства, исключило опасность рецидива разногласий.
|
|
Для управления конфликтами политический субъект должен учитывать наиболее принципиальные внешние и внутренние факторы их формирования и протекания. К характеристикам, влия-
ющим на формы и методы деятельности субъекта управления, моа но отнести: степень открытости политической системы (отражав щей, к примеру, наличие или отсутствие в ней «предохранительны! клапанов», способных защитить правящие структуры от наибол^ агрессивных форм политического протеста); уровень сплоченное ти конфликтующих групп и интенсивность внутренних взаимооз ношений их членов; характер вовлеченности широких социал! ных слоев в спорные взаимоотношения; эмоциональную насыщег ность политического поведения групп и граждан и их спосоС ность к самоограничению своих властных притязаний и т.д. :, Для выработки технологий контроля за конфликтом особен| но важен учет субъектом управления не общих (условно говоря -макрополитических) факторов его протекания, а специфики це лей, выбираемых в соответствии с особенностями этапа его фо мирования и развития. Как правило, в науке выделяются этаь^ возникновения, развития и окончания политических конфликт тов. В то же время особенности поведения субъекта управлени| конфликтом могут как определяться постановкой комплексш задач, учитывающих специфику каждого этапа в целом, так и з™ висеть от более узких, специализированных целей, которые oi ставит перед собой на каждом этапе в отдельности. Поэтому науке могут разрабатываться технологические модели поведени^ лидеров, правительств, государств и прочих субъектов управле! ния конфликтами не только применительно ко всем (или отдельЦ ным) этапам их протекания (например «трехпериодная модели! М. Брегера деятельности правительств в условиях международ i ного кризиса), но также и касающиеся отдельных сторон шц аспектов их деятельности внутри каждого из этапов (в частност! тактика переговорного процесса).
этап возникновения конфликта Конфликтные отношения зарождают| v ся, когда складывается атмосфера нач
пряженности между оппозиционными сторонами, выражающа., наличие определенного предмета спора и конкуренции, несовпадения позиций политических, субъектов. На этом этапе пружш конфликтного взаимодействия еще сжата и контуры будущего ] вития противоречия могут только угадываться.
Таким образом, главной задачей субъекта, стремящегося контро-^ лировать течение этого конфликта, является раскрытие его поддин^ ных причин, а следовательно, и истинных целей, преследуемых его| участниками. Сложность такого анализа в значительной степени ycy-f губляется частым стремлением сторон скрыть, замаскировать насто-J ящие причины противоречия со своим оппонентом (нередко это^ 374
вызывается желанием использовать не вполне законные методы для реализации своих интересов или же опасением, что обнародование причин спора вызовет негативную реакцию общественности).
Отыскивая подлинные причины конфликтных отношений, субъект управления должен уметь отличать их от повода, толчка к началу событий (например недовольство социально-экономическим курсом властей со стороны оппозиции и начало проведения ею акций протеста в ответ на конкретные действия правительства, воспринятые как угроза своему существованию). Правильный анализ позволит не только выявить источник политического напряжения, но и предотвратить возможный «отрыв» конфликта от своих первоначальных причин и переключение активности сторон на новые политические цели, консервирующие прежние поводы для конкуренции и, тем самым, переводящие противостояние в закрытую форму существования, чреватую внезапными социальными потрясениями. Так, например, длительное нежелание властей видеть в ряде районов СССР национальную подоплеку некоторых экономических, культурных и прочих противоречий в значительной степени спровоцировало там серьезнейший кризис межнациональных отношений и лишило государственные органы многих средств и возможностей эффективно влиять на развитие событий.
|
|
Таким образом, чем строже определен предмет спора, тем у субъекта управления больше шансов локализовать его развитие, направить конкуренцию сторон в выгодное для себя русло. Если же в качестве субъекта управления конфликтом выступают правящие структуры, то поиск ими причин напряженности и выработка технологии ее урегулирования должны неизбежно дополняться определением своей ответственности за возможное развитие событий. В этом смысле, как подчеркивал французский конфликтолог Ж. Фаве, власти могут выбрать одну из трех моделей поведения: игнорировать возникновение конфликта, давая ему возможность тлеть, самовозбуждаться и перемещаться в другие сферы властных отношений; избегать четкой публичной оценки его природы, стараясь таким образом «понравиться» разнообразным слоям населения, высказывающим различные точки зрения относительно данной проблемы (попытки взять под контроль развитие ситуации будут в таком случае весьма робкими и непоследовательными); активно участвовать в урегулировании или разрешении конфликта.
|
|
В последнем случае стремление управлять развитием конфликта должно опираться на точный анализ сложившейся в целом «социально-политической конфигурации» в обществе, предусматривающий оценку установившегося соотношения сил, накала противо-
- в i стояния сторон, прогнозирование их возможных действии. Влас-*!
тям необходимо проработать различные сценарии развития кон-Ц фликта и своих собственных действий, определить возможные от-1 ветные ходы на акции противников, очертить проблематику шь! тенциальных переговоров и круг явно неприемлемых действий любых ситуациях.
От первоначальных оценок ситуации будет непосредственно за- J, висеть, станут ли власти стремиться сохранить паритет конфликту-ющих сторон или поддержат одну из них, будут способствовать умень- i шению или повышению напряженности отношений и т.д. Однако при любом варианте власти обязаны установить определенные нор-1 мы и правила взаимодействия конфликтующих сторон, что должно способствовать институциализации конфликта с самого начала, введению его в рамки, позволяющие контролировать его ход и развитие. Институциализация конфликта не только увеличивает защищенность общества и безопасность государства в этой ситуации, но нередко переводит состязательность сторон в такие формы, которые создают предпосылки самозатухания конфликта.
Неотъемлемой стороной деятельности властей, стремящихся < поставить конфликт под свой контроль, является и т.н. конструирование социального окружения данного спора. Эти меры подразумевают соответствующую ориентацию и мобилизацию общественного мнения, что позволяет создать в государстве климат осуждения или поощрения одной (или всех) из конфликтующих сторон, сужают поле для маневров противников правящего режима, способствуя повышению стабильности государственной власти.
Определяя стратегические и тактические цели регулирования конфликта, власти должны подготовиться «технически»: убедиться в компетентности привлекаемых экспертов и аналитиков, специалистов в соответствующей сфере государственного управления (т.е. в специфической области политики, где возник конфликт, — социальной или налоговой политики, управления наукой и проч.); проверить надежность коммуникаций, центров обработки информации о текущих событиях, их материальной обеспеченности; улучшить взаимосвязь между различными уровнями и звеньями власти, вовлеченными в регулирование конфликта; приспособить структуру институтов власти для осуществления эффективного контроля событий; проверить готовность механизмов власти для решительного применения силы. Вся совокупность этих мер должна адекватно соответствовать ресурсам, имеющимся в распоряжении верхов, а также способствовать поддержанию имиджа властей — формировать у населения убежденность, что власти не боятся развития конфликта и способны держать его под контролем. 376