типология и закономерности полит. системы

.Широкое распространение получила типология политических систем, в основе которой лежит характер политического режима. В ее рамках обычно выделяют три типа политических систем:

1) тоталитарные;

2) авторитарные;

3) демократические. Иногда к ним добавляют либеральный тип политической системы. Цель данной типологии заключается в том, чтобы охарактеризовать политическую систему с точки зрения способов осуществления политической власти. В демократической системе создана система политических институтов, норм, структур и учреждений, которая обеспечивает гражданам более или менее организованное участие во власти и контроль над нею. Противоположностью демократической системе является авторитаризм, включающий в себя различные виды самовластия (самодержавия), режимов личной власти, диктатур и деспотических правлений. Для тоталитарной системы характерен полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества, запрещение демократических организаций, ограниче ние конституционных прав и свобод, репрессии против прогрессивных сил, милитаризация общественной жизни.

Закономерности развития политической системы — это объективные, устойчивые, повторяющиеся связи, характери­зующие сущностное единство и динамизм политических явле­ний на различных этапах бытия. Они в конечном счете есть объек­тивные результаты субъективной общественно-исторической дея­тельности людей, выстраивающиеся сквозь множество случайнос­тей и отклонений в конкретные устойчивые тенденции.

Можно выделить общеисторические закономерности, действу­ющие в рамках политической истории человечества и характери­зующие прошлое, настоящее и будущее политических форм дви­жения социальной материи вообще. Это обусловленность полити­ческих явлений экономическими и социально-классовыми факто­рами; усиление политической структурированности общества; вза­имодействие политических и правовых институтов; повышение роли права в жизни общества и др.

4 )Полит. система РФ. Пути ее реформирования.

В соответствии со ст. 1 Конституции, Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Определение Российской Федерации в качестве демократического государства, говорит о том, что единственным источником власти в России является народ. И власть эту сам народ и осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления. Не претендуя на полноту и всеохватность материала, попробую выделить основные элементы трансформации политической системы. Такими знаковыми элементами можно считать следующие преобразования:
1. Возникновение федеральных округов и института полномочных представителей Президента РФ в семи федеральных округах. Институт полномочных представителей Президента, безусловно, является властным органом. Введение института полномочных представителей Президента в федеральном округе явилось оптимальным решением вопроса о поиске форм и методов управления системой федеративных отношений.
2. Учреждение Государственного Совета. Государственный Совет, состоящий из глав субъектов федерации, принимает важнейшие для страны стратегические решения. Государственный Совет – совещательный орган, созданный для "реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власт

3. Формирование Общественной палаты. Общественная палата, безусловно, властный институт. И соответствующий закон наделил Общественную палату даже полномочиями практически бездействующего Конституционного суд РФ. Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: