В настоящее время лингвистика представляет совокупность научных парадигм, отличающихся как теоретическими позициями, так и методами, используемыми для анализа конкретного материала. В большинстве своем такие направления, как социолингвистическое, когнитивное, психолингвистическое, системно-структурное и др. не противоречат друг другу, а дополняют, поскольку описывают различные участки языковой системы.
Наряду с полипарадигмальностью как имманентной чертой современного научного пространства, можно выделить его установку на интеграцию наук и широкое использование инновационных технологий. Эти черты определяют потребности в переосмыслении как общеобразовательных принципов, так и способов обучения частным наукам, в данном случае лингвистическим.
Исходя из вышеобозначенного, цель данного курса – познакомить магистрантов с основными направлениями в лингвистике и способами их репрезентации в обучении, что позволит им решать задачи как научно-исследовательского, так и методического характера.
Место дисциплины в структуре изучаемых дисциплин
Дисциплина «Современные проблемы науки и образования, ч. 2» (М.1.1.1) относится к базовой части общенаучного цикла дисциплин.
Курс «Современные проблемы науки и образования, ч. 2» опирается на знания, умения и навыки, полученные на предыдущем этапе обучения - в ходе изучения дисциплин бакалавриата «Теория языка. Общее языкознание» и «Методика преподавания русского языка», а также «Современные проблемы науки и образования, ч. 1» и «Антропоцентрическая лингвистика».
Знания, полученные в курсе «Современные проблемы науки и образования, ч. 2», используется в ходе научно-исследовательской практики и написания магистерской диссертации.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Актуальные проблемы современной лингвистики: учебное пособие для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов направления "Филологическое образование" / сост. Л.Н. Чурилина. - 3-е изд. М., 2008.
2. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие для вузов. М., 2005.
3. Трофимова Е.Б. Спорное в теории языка: (Материалы к курсу общего языкознания и к спецкурсу по проблемам общей лингвистики). Бийск, 2001.
4. Трофимова Е.Б. Альтернативная лингвистика: учебное пособие к спецкурсу. - Бийск, 2008.
Дополнительная
1. Герман И.А., Пищальникова В.А. Введение в лингвосинергетику. Барнаул, 1999.
2. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., 1999.
3. Звегинцев В.А. Мысли о лингвистике. М., 1996.
4. Иванов В.В. Лингвистика третьего тысячелетия: Вопросы к будущему. - М.:, 2004.
5. Когнитивные исследования в языковедении и зарубежной психологии: хрестоматия / Сост.: В. А. Пищальникова, Е. В. Лукашевич, А. Г. Сонин. - Барнаул: АГУ, 2001.
6. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. - М., 2002.
7. Марчук Ю.Н. Компьютерная лингвистика. М., 2007.
8. Маслова В.А. Введение в культурологию. М., 1997.
9. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. - М., 2007.
10. Матурана У. Язык и интеллект. М., 1996.
11. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1996.
12. Пинкер С. Язык как инстинкт. М., 2004.
13. Трофимова Е.Б., Трофимова У.М. Общее в частном: фонетические и лексические единицы в пространстве языка. Бийск, 2003.
14. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.
15. Язык и наука конца ХХ века. М., 1995.