ТЕМА: СОВРЕМЕННЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ: КОМПЬЮТЕРНАЯ ЛЕКСИКОГРАФИЯ, НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОРПУС РУССКОГО ЯЗЫКА.
Подготовить ответы на вопросы:
1. Причины и принципы создания Машинного фонда русского языка.
2. Способ маркировки лингвистической информации.
3. Применение компьютерных словарей в научно-исследовательской деятельности.
4. Национальный корпус русского языка как информационно-поисковая система.
5. Задачи и возможности применения НКРЯ.
Практическое задание:
1. Придумать 5 тем лингвистического исследования для школьников с использованием компьютерной лексикографии и НКРЯ.
2. Подготовить доклад на 7 минут на тему: Принципы использования НКРЯ для решения исследовательских задач.
Литература
1. Текст лекций.
2. Марчук Ю.Н. Компьютерная лингвистика. М., 2007.
3. Иванов И.И. Словарь как гипертекст и аспекты лексикографической критики // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. - Вып. 8. Т. 1. - М., 2009. - С. 233-237 //
4. Колокольникова М.Ю. Дискурс-анализ и корпусный анализ в исследованиях в области исторической лексикологии // Известия Саратовского университета. Новая серия. - Серия Филология. Журналистика. - Т. 10. - Вып. 2. - С. 3-6 // http://www.philology.ru/linguistics1/kolokolnikova-10.htm.
5. Национальный корпус русского языка // http://www.ruscorpora.ru.
6. Современные филологические ресурсы. Сайт: http://www.philology.ru
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5.
ТЕМА: ПРЕДМЕТ «РУССКИЙ ЯЗЫК» В АСПЕКТЕ ДОСТИЖЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ.
Подготовить ответы на вопросы:
1. Отражение интегративности современной науки в содержательной составляющей предмета «русский язык».
2. Отражение черт современной лингвистической парадигмы в содержательной составляющей предмета «русский язык»
3. Отражение современных лингвистических достижений в содержательной составляющей предмета «русский язык» в содержательной составляющей предмета «русский язык».
Практическое задание:
Проанализировать учебник русского языка под ред. Бабайцевой (теоретическая часть) с точки зрения соответствия современным лингвистическим представлениям.
Подготовиться к дискуссии: «Основные проблемы обучения русскому языку в современной школе»
Литература
Текст лекций.