I. Философско-нравственные проблемы

Проблема поиска смысла жизни

Вариант вступления.

Человек в определенный момент жизни непременно задумывается, кто он и зачем пришел в этот мир. И каждый отвечает на эти вопросы по-разному. Для кого-то жизнь — это беспечное движение по течению, но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимается в поисках смысла жизни к вершинам истины.

Литературные аргументы: Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

— Проблема поиска смысла жизни является центральной во многих произведениях русской литературы. Одно из них — «Война и мир» Л. Н. Толстого. Герой романа-эпопеи Пьер Безухов в начале своего пути далек от истины: он восхищается Наполеоном, участвует в пустых развлечениях, легко поддается грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. И как итог — утрата смысла жизни.

Лишь пройдя испытание войной и пленом, узнав простых людей (таких, как Платон Каратаев), Пьер смог по-настоящему понять жизнь и свое место в ней. Он приходит к мысли, что только любовью движется мир и живет человек.

Проблема свободы нравственного выбора. Проблема выбора жизненного пути

Вариант вступления.

Всем известна картина В. Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где написано: «Направо пойдёшь — коня потеряешь…», «Налево пойдёшь — себя потеряешь…», «Прямо пойдешь — и себя, и коня потеряешь…» Повесил голову витязь: тяжело ему путь выбирать. Так и в настоящей, реальной жизни. Каждый из нас выбирает свой путь, принимает одно-единственное решение из многих возможных.

Литературные аргументы:

— Проблема выбора жизненного пути стоит перед главным героем романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» — Григорием Мелеховым…

— М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

Проблема отношения к прошлому (утраты памяти, корней / обретения памяти, корней)

Вариант вступления.

«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», — писал А. С. Пушкин. Человек, не знающий истории своего народа, своей семьи, опасен для общества. Он живет как дерево без корней. Таких называют «иванами, не помнящими родства».

Литературные аргументы:

— А. Твардовский. Поэма «По праву памяти».

— В. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой».

Проблема понимания (утраты, обретения) цели жизни

Литературные аргументы:

— А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин» (Евгений Онегин).

— М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» (Печорин).

— И. А. Гончаров. Роман «Обломов» (Илья Ильич).

— И. А. Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско».

— Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (Пьер Безухов).

— А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч» (Дмитрий Ионыч Старцев).

— М. Горький. Рассказы «Старуха Изергиль», «Данко».

— М. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (Григорий Мелехов).

Проблема нравственной стойкости (нравственного падения: трусости, предательства, лицемерия, зависти, гордыни, накопительства, эгоизма и т.д.)

Литературные аргументы:

1) Проблема нравственной стойкости:

— М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (Андрей Соколов).

— А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича».

2) Проблема нравственного падения:

— М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (трусость Понтия Пилата, предательство Иуды).

— А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии», повесть «Пиковая Дама» (Германн).

— Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Лужин, Свидригайлов, Раскольников до духовного воскрешения).

— А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка» (Швабрин).

— М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» (Печорин).

— А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».

Проблема милосердия, сострадания

Литературные аргументы:

— А. С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель» (Самсон Вырин)

— Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель» (Акакий Акакиевич Башмачкин).

— Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова).

— М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Иешуа — Понтий Пилат; Маргарита — Фрида).

Проблема чести, благородства, справедливости

Литературные аргументы:

— А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (Петр Гринёв).

— М. Ю. Лермонтов. «Песня… про купца Калашникова» (Степан Парамонович Калашников).

Проблема судьбы

Литературные аргументы:

— Л. Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник» (Жилин, Костылин).

— М. Ю. Лермонтов. Повесть «Фаталист» / роман «Герой нашего времени» (Печорин).

Проблема истинной дружбы

Литературные аргументы:

— А. С. Пушкин. Стихотворения «Пущину», «19 октября».

— Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (Соня — Наташа).

— И. А. Гончаров. Роман «Обломов» (Штольц — Обломов).

Проблема воспитания

Литературные аргументы:

— В. Распутин. Рассказ «Уроки французского» (учительница французского языка Анна Михайловна — главный герой).

— М. Горький. Повесть «Детство» (Алеша Пешков — бабушка Акулина Ивановна, дед Каширин).

— А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (наказ отца Петру Гринёву).

— Д. И. Фонвизин. «Недоросль».

— Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (воспитание Павлуши Чичикова).

— Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (воспитание в семье Ростовых, Болконских).

Проблема внутренней свободы (несвободы)

Литературные аргументы:

— А. П. Чехов. Рассказ «Крыжовник» (Николай Иванович Чимша-Гималайский и его мечта об усадьбе с крыжовником).

— А. П. Чехов. Рассказ «Человек в футляре» (учитель греческого языка Беликов).

— М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат).

Проблема отцов и детей

Литературные аргументы:

— К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма».

— И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» (Базаров — родители; Аркадий Кирсанов — отец, дядя; Базаров — Павел Петрович Кирсанов).

Проблема равнодушия, душевной черствости

Литературные аргументы:

— А. Платонов. Рассказ «Юшка».

— А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч».

Проблема преданности, верности в любви

Литературные аргументы:

— А. И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет» (Желтков – княгиня Вера).

— М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Мастер и Маргарита).

Проблема веры (безверия)

Литературные аргументы:

— М. Горький. «На дне» (Лука — Сатин).

Проблема совести

Литературные аргументы:

— М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат).

— Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Свидригайлов).

Проблема античеловечной сущности войны

Литературные аргументы:

— Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир», «Севастопольские рассказы».

— М. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (ч. 3, гл. 5. «Григорий Мелехов убивает австрийского солдата)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: