Вопреки существующей до недавнего времени официальной концепции спорта,
ныне необходимо объединить разрозненные высказывания отдельных ученых и
сформулировать четкую методологическую позицию: спорт – это не только
игровая, но и сложная, тяжелая, трудовая, профессиональная деятельность,
требующая от человека большого напряжения всех его физических и духовных
сил. Это, прежде всего, мнение самих спортсменов о спорте. Оказалось, что
независимо и от официальной концепции, и от уровня научных достижений, даже
сами юные спортсмены в подавляющем большинстве считают спорт трудом и
смыслом своей жизни, и основой для личного самосовершенствования, и личным
интересом. В исследовании С.Ю. Носачевой, опросившей более 300 мастеров
спорта, лишь 3% спортсменов считают для себя спорт развлечением или игрой.
Спорт как профессиональная деятельность имеет ряд критериев по отбору и
профессиональной ориентации. Спортивная деятельность характеризуется, в
первую очередь, четко очерченными возрастными границами. Рациональное
|
|
планирование многолетней подготовки во многом связано с точным установлением
оптимальных возрастных границ, в которых обычно демонстрируются наивысшие
спортивные результаты. Обычно в процессе многолетней подготовки выделяют три
возрастных зоны – первых больших успехов; оптимальных возможностей;
поддержания высоких результатов.
В большинстве случаев выдающиеся спортсмены достигают наивысших результатов
в возрастной зоне оптимальных возможностей, однако, часто наблюдаются
исключения. Так, примерно 15-20% от общего числа одаренных спортсменов
оказываются в зоне оптимальных возможностей несколько ранее
(обычно на 1-2 года) указанной границы.
Оптимальные возрастные границы для наивысших достижений в большинстве видов
спорта достаточно стабильны, на них не оказывают серьезного влияния ни система
отбора и тренировки, ни время начала занятий спортом, ни другие факторы.
Однако ориентация на оптимальные для достижения наивысших результатов
возрастные границы (в целом верная для подавляющего большинства) часто не
может быть применена к отдельным выдающимся спортсменам с яркими
индивидуальными особенностями. Возрастное развитие таких спортсменов,
адаптационные процессы, происходящие в их организме под влиянием
специальной тренировки, требуют индивидуального планирования многолетней
подготовки, значительного сокращения пути подготовки к достижению наивысших
результатов. Двигательная одаренность, исключительная лабильность основных
функциональных систем, индивидуальные темпы развития позволяют этим
|
|
спортсменам, не нарушая основных закономерностей многолетнего планирования,
быстро продвигаться к вершинам спортивного мастерства и добиваться выдающихся
результатов часто на 1-3 года раньше оптимальных возрастных границ.
Многолетняя спортивная подготовка подразделяется на пять этапов:
1) начальной подготовки; 2) предварительной базовой подготовки;
3) специализированной базовой подготовки; 4) максимальной реализации
индивидуальных возможностей; 5) сохранения достижений (по В.Н. Платонову).
В более упрощенной схеме принято рассматривать три этапа спортивной подготовки:
начальной, предварительной и специализированной. В современной спортивной
педагогике также существует классификация, выделяющая такие этапы как
1) начальной подготовки; 2) предварительной подготовки; 3) целенаправленной
подготовки; 4) спортивного совершенствования.
Каждый из этапов многолетней подготовки имеет достаточно строго очерченные
цели, задачи и содержание.