Проблема спортивного отбора и спортивной ориентации

 

Вопреки существующей до недавнего времени официальной концепции спорта,

ныне необходимо объединить разрозненные высказывания отдельных ученых и

сформулировать четкую методологическую позицию: спорт – это не только

игровая, но и сложная, тяжелая, трудовая, профессиональная деятельность,

требующая от человека большого напряжения всех его физических и духовных

сил. Это, прежде всего, мнение самих спортсменов о спорте. Оказалось, что

независимо и от официальной концепции, и от уровня научных достижений, даже

сами юные спортсмены в подавляющем большинстве считают спорт трудом и

смыслом своей жизни, и основой для личного самосовершенствования, и личным

интересом. В исследовании С.Ю. Носачевой, опросившей более 300 мастеров

спорта, лишь 3% спортсменов считают для себя спорт развлечением или игрой.

Спорт как профессиональная деятельность имеет ряд критериев по отбору и

профессиональной ориентации. Спортивная деятельность характеризуется, в

первую очередь, четко очерченными возрастными границами. Рациональное

планирование многолетней подготовки во многом связано с точным установлением

оптимальных возрастных границ, в которых обычно демонстрируются наивысшие

спортивные результаты. Обычно в процессе многолетней подготовки выделяют три

возрастных зоны – первых больших успехов; оптимальных возможностей;

поддержания высоких результатов.

В большинстве случаев выдающиеся спортсмены достигают наивысших результатов

в возрастной зоне оптимальных возможностей, однако, часто наблюдаются

исключения. Так, примерно 15-20% от общего числа одаренных спортсменов

оказываются в зоне оптимальных возможностей несколько ранее

(обычно на 1-2 года) указанной границы.

Оптимальные возрастные границы для наивысших достижений в большинстве видов

спорта достаточно стабильны, на них не оказывают серьезного влияния ни система

отбора и тренировки, ни время начала занятий спортом, ни другие факторы.

Однако ориентация на оптимальные для достижения наивысших результатов

возрастные границы (в целом верная для подавляющего большинства) часто не

может быть применена к отдельным выдающимся спортсменам с яркими

индивидуальными особенностями. Возрастное развитие таких спортсменов,

адаптационные процессы, происходящие в их организме под влиянием

специальной тренировки, требуют индивидуального планирования многолетней

подготовки, значительного сокращения пути подготовки к достижению наивысших

результатов. Двигательная одаренность, исключительная лабильность основных

функциональных систем, индивидуальные темпы развития позволяют этим

спортсменам, не нарушая основных закономерностей многолетнего планирования,

быстро продвигаться к вершинам спортивного мастерства и добиваться выдающихся

результатов часто на 1-3 года раньше оптимальных возрастных границ.

Многолетняя спортивная подготовка подразделяется на пять этапов:

1) начальной подготовки; 2) предварительной базовой подготовки;

3) специализированной базовой подготовки; 4) максимальной реализации

индивидуальных возможностей; 5) сохранения достижений (по В.Н. Платонову).

В более упрощенной схеме принято рассматривать три этапа спортивной подготовки:

начальной, предварительной и специализированной. В современной спортивной

педагогике также существует классификация, выделяющая такие этапы как

1) начальной подготовки; 2) предварительной подготовки; 3) целенаправленной

подготовки; 4) спортивного совершенствования.

Каждый из этапов многолетней подготовки имеет достаточно строго очерченные

цели, задачи и содержание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: