Буддизм. За свою 2500-летнюю историю буддизм направлял свою энергию внутрь в стремлении научить ум понимать психическое состояние счастья

За свою 2500-летнюю историю буддизм направлял свою энергию внутрь в стремлении научить ум понимать психическое состояние счастья, опознавать и обезвреживать источники негативных эмоций и культивировать такие эмоциональные состояния, как сочувствие, для улучшения жизни человека и общества. Уже в течение нескольких десятков лет в США проводятся научные исследования кратковременного воздействия медитации на нервную систему. Обнаружилось, что медитация сокращает показатели стресса, например, ускоренное сердцебиение и потоотделение. Эти исследования стали основой для тренингов на расслабление. Однако буддийская практика делает упор на необратимые изменения в психической активности, а не только на кратковременные результаты. И учёных всё больше интригует тот нервный и физический стимул для долговременных изменений, который достигается годами интенсивной практики.

Отличительной чертой буддизма с позиции здравоохранения является духовная направленность жизнедеятельности на обретение гармонии с окружающим миром. Единение с природой прослеживается в традиционной медицине тибетских монахов, вегетарианстве, упоре на внутреннее самосовершенствование предпочтительно к внешнему.

Ислам

Каждая религия по-своему воспитывает своих приверженцев. Респондентов спросили[1], чему, по их мнению, учит, как воспитывает людей ислам. На этот вопрос попробовали ответить 53% опрошенных. При этом 25% высказали позитивно окрашенные суждения, 24% - негативно окрашенные, а 12% - нейтральные, неопределенные или двойственные.

По мнению опрошенных, отметивших положительные воспитательные свойства ислама, эта религия прививает своим приверженцам нравственные ценности, учит "доброте, чистоте, верности, трудолюбию, дружбе", "мужеству", "миролюбию, человеколюбию", "честности, справедливости", "уважению старших", "соблюдению традиций", "миру, согласию", "хорошему поведению молодежи". Кроме того, ислам учит вести "здоровый образ жизни", запрещает "гулять", "пить и курить". Иными словами, респонденты, позитивно оценивающие воспитательную роль ислама, говорили о законах общежития, которые предписывает соблюдать эта религия.

В исламе большое значение уделяется чистоте и гигиене человека. Символично, что каждая книга по мусульманскому праву, как правило, начинается с раздела «Очищение» («Тахара»).

Неотъемлемой частью мусульманской культуры являются горячие бани. Эти гигиенические сооружения появились в Мавароуннахре и Туркестане на основе имеющихся местных бань только с внедрением ислама. Привнесенная с Ближнего Востока конструкция получила здесь дальнейшее развитие. В Ташкенте открыта и изучена археологами баня конца XV-XVI веков.

Элементы нравственного отношения к природе, объектам экосистемы, принципы здорового образа жизни и формирования философии здоровья присутствуют в священных писаниях ислама, в которых мусульманам рекомендуется искать корни экологических знаний и использовать эти знания в решении современных проблем окружающей среды и здоровья населения.

На основе концепции ислама, учений и произведений мыслителей исламской цивилизации и культуры, социально-философского наследия предшествующих поколений необходимо возродить и внедрить в сознание населения древние традиции соблюдения требований санитарии и гигиены и последовательно добиваться, чтобы эти вековые традиции стали твердым убеждением каждого человека, обязательным практическим навыком и жизненной потребностью.

Так, на основе священных писаний и источников было рекомендовано разработать религиозно-этические основы экологии, которые позволили бы сохранить равновесие между человеком и природой. Требуется пропаганда этических основ экологии, идей здорового образа жизни среди широких масс. При этом необходимо уделить особое внимание бережному и экономному расходованию воды.

В конечном итоге все это должно быть направлено на то, чтобы с использованием изречений из Корана, Хадиса и других священных книг ислама в общественных местах (на Амри-маърифах, пятничных молитвах, в мечетях) глубже и всестороннее раскрывать опыт и традиции исламской культуры по сохранению и приумножению природных богатств, ведению правильного и здорового образа.

Выводы

1. Здоровый образ жизни в настоящее время понимается в качестве самой оптимальной формы поведения граждан, в связи с чем возникает острая необходимость изучения его понятия, основных принципов и технологий пропаганды. Структура здорового образа жизни должна представлять собой принципиальное единство всех сторон материально-бытового, природного, социокультурного и духовного бытия человека, реализуемого через структурный, энергетический и информационный каналы.

2. Для формирования и осуществления здорового образа жизни может быть применима информационная система, плодотворно использующая и реализующая соответствующие системы физической культуры, медицины, кибернетики, физиологии, психологии, педагогики и т.д. и учитывающая основные особенности контингента и целей, условий и факторов, влияющих на валеологическую деятельность, организуемую и обеспечиваемую социальными и производственно-техническими, научно-информационными и коммуникационными инфраструктурами и т.п. Естественно, что путь каждого человека к здоровому образу жизни отличается своими особенностями как во времени, так и по траектории, но это не имеет принципиального значения — важен конечный результат.

3. Опираясь на принцип преемственности социокультурных связей и установок от одного поколения в обществе к другому, необходимо отметить особую роль национальных традиций и обычаев, а также деятельности религиозных организаций в формировании здорового образа жизни. Специфика данных явлений заключается в генотипическом, подсознательном укоренении основных постулатов культуры, к которой принадлежит человек.

4. Роль социального работника в описанной проблеме состоит в консолидации и контроле совместных усилий различных религиозных организаций и светской власти по качественному отбору и обеспечению эффективной реализации мер, направленных на формирование у населения установок на здоровый образ жизни. При этом религиозно-этнические традиции выступают в качестве содержания работы, а деятельность государственных органов – как механизм реализации конкретных практических мер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: