Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использования в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Вовлекая ученика в учебную деятельность, педагог конструирует педагогическое воздействие на основе учета зоны ближайшего развития ребенка и имеющихся у него знаний и навыков.
Постановка учебной задачи, ее совместное с учащимися решение, организация оценки найденного способа действия – таковы три составляющие того метода, который адекватен целям и содержанию развивающего обучения.
Центральное технологическое звено развивающего обучения – это самостоятельная учебно-познавательная деятельность ученика, основанная на его способности регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью. Большое распространение в условиях развивающего обучения получил исследовательский метод из классификации И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина (см. Главу 9).
|
|
Технологические основы развивающего обучения:
1) наблюдение изучаемых предметов и анализ фактов, постановка учебных задач;
2) выдвижение гипотез по разрешению задач;
3) построение плана исследования проблемы;
4) осуществление этого плана;
5) анализ и проверка достоверности полученных результатов, рефлексия, оценка.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Раскройте сущность развивающего обучения?
2. В чем Вы видите причины появления концепций развивающего обучения?
3. В чем причина «успеха» развивающего обучения?
4. Что такое учебная задача и чем она отличается от обычной?
5. В чем отличие концепции развивающего обучения Л.В. Занкова от концепции Д.Б. Эльконина и В.В Давыдова?
6. Каковы методы развивающего обучения?