Теоретические основы развивающего образования
ОБРАЗОВАНИЕ
Ответ хотя вроде и ясен заранее,
Но как-то всё время думается:
С таким, как сейчас, образованием,
Что в нашей стране образуется?
(В.В.Краевский)
ОБРАЗОВАНИЕ ОБРАЗИНЫ
Урчит зелёная в болоте тина,
И миру беспокойному на страх
Оттуда прёт тупая образина
С негаснущею злобою в глазах.
(В.В.Краевский)
Что необходимо понимать под развивающим образованием и развивающим обучением
Развивающее образование
1. Предмет развития – психическое развитие ребенка в целом
2.Ребенок субъект развития всех сфер психики (интеллектуального, нравственного, эмоционального и т.д.), субъект своего собственного развития
3.Знания являются средством развития способностей личности
4.Постоянное проектирование, моделирование и экспертиза развивающей образовательной среды (условий) направленной на обеспечение саморазвития каждого участника образовательного процесса
5.Субъектно-субъектные отношения
6.Формирование у всех участников образовательного процесса способности к мышлению
|
|
6.Психолого-педагогические новообразования являются основой развития ребенка при построении образовательного процесса
7.Педагог ценится не только за имеющиеся у него знания, а за умение организовать процесс саморазвития ребенка
8.Методы, цели, средства, содержание, образовательная среда, направлены на развитие личности ребенка его творческого потенциала
Развивающее обучение
1.Предмет развития – одна из сфер психики ребенка
2.Ребенок субъект одной из сфер развития психики (например интеллектуальной)
3.Ребенок должен усвоить и достичь определенного уровня знаний, умений, навыков.
4.Субъектно-субъектные отношения
5.Закономерности развития ребенка основа построения образовательного процесса
Развивающее обучение направлено на развитие одной из психических функций, а развивающее образование на одновременное развитие всех психических функций человека, в основе развивающего обучения и образования лежат деятельностный подход и психолого-педагогические закономерности развития человека.
Концеция, идея, основные положения теории развивающего обучения
Основоположник теории развивающего обучения Выготский Л.С. (1896-1934г.), его последователи Леонтьев А.Н., Занков Л.В., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. В основе развивающего обучения лежит культурно-историческая концепция (психические функции человека возникают и развиваются в процессе обучения). Идея развивающего обучения состоит в том, что обучение должно быть опережающим развитие ребенка, основой развивающего обучения является обучение в зоне ближайшего развития. Развивающее обучение то, которое идет впереди развития. Последователи основоположника теории развивающего обучения в своих исследованиях доказали следующие положения теории развивающего обучения
|
|
1.Ребенок субъект всех видов человеческой деятельности
2.Психические процессы развиваются в ходе деятельности человека
3.Определили понятие ведущего типа деятельности (основа детской периодизации развития человека), развивающего обучения (система всестороннего и интенсивного развития ребенка, развитие интеллектуальных способностей ребенка, прямая направленность на умственное и личностное развитие учащихся)
3.Принципы развивающего обучения
- принцип субъектности образования;
- принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
- принцип учета сензитивных периодов развития;(мышление)
- принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
- принцип проектирования, конструирования и создания ситуации образовательной деятельности;
- принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
- принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
- принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности; (самоализ)
- принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
- принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности.