double arrow

ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ

В обыденной речи люди очень часто используют такие слова, как "эмоции", "чувства", "настроение", "стресс" и др., связанные с эмоциональными состояниями, понятия. Цель изучения этой темы - разобраться в столь многозначном и многостороннем предмете, коим являются эмоциональные явления в жизни человека.

Определение эмоций.

Эмоции (от лат. 'emoveo' - "потрясаю", "волную") - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям человека.

(Подобные громоздкие определения используются учеными, когда ими движет желание объять необъятное. Тем не менее, если "выкинуть" из вышеприведенного определения какую-то часть, оно будет менее точным. Подчеркните, пожалуйста, часть определения от слова "непосредственного" до слова "ситуаций" включительно. Этот отрывок является наиболее важным в "эмоциях".)

Если вы выпишите ряд примеров эмоций (радость, горе, гнев и пр.), то, мне кажется, не сразу отыщите общий принцип этих феноменов. Между тем, общее - это непосредственная оценка событий. Именно поэтому я попросил вас подчеркнуть указанный отрывок определения.

В обыденной (и не только в обыденной) речи эмоции и чувства часто являются синонимами. Но в большей части психологической литературы эти понятия разводятся.

Отличия чувств от эмоций.




· Чувства отличаются большей устойчивостью и длительностью (любовь, ответственность, юмор и пр.), чем более скоротечные эмоции;

· Чувства отличаются более выраженным социальным характером (т.е. эта форма эмоциональных явлений больше связана с поведением человека в обществе). Эмоции проявляют и высшие животные, а чувства – только люди.

· Чувства гораздо труднее выявить путем наблюдения (эмоции же хорошо отслеживаются по мимике, жестам, интонации и прочим видам невербального поведения).

Определение чувств.

Чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.

Итак, мы разобрали основные определения, связанные с миром эмоций. Теперь же перейдем к вопросу: "Для чего же они нужны - эмоции?". То есть, речь пойдет о функциях эмоциональных явлений.



Основные функции эмоциональных явлений.

1) Оценочная функция.

Это, пожалуй, основная функция эмоций вообще. Чтобы человеку (и другим живым существам) было легче ориентироваться и функционировать в мире, ему постоянно приходится оценивать те или иные события, явления. Эта оценка и выражается в эмоциональных проявлениях.

2) Побудительная функция.

Как уже было сказано, эмоции призваны оценивать. В результате оценки некоего события человек принимает решение о каком-то действии. (Пример: оценил экзамен как пугающий - испытал страх - больше времени уделил подготовке). То есть, эмоции - побуждают человека к действиям.

3) Подкрепляющая функция.

Многие ученые задавались вопросом, как влияют эмоции на успешность деятельности. Например, в каком лучше состоянии сдавать зачет: сильно взволнованном, расслабленном, в меру тревожном или спокойном, обычном. На основании ряда экспериментов, ученые Йеркс и Додсон вывели закон о влиянии интенсивности эмоциональных состояний на успешность деятельности. Этот закон так и называется - закон Йеркса-Додсона. Считается, что у каждого человека есть два полюса - "максимально спокойный" и "максимально взволнованный". Так вот - для того, чтобы успешность деятельности была максимальной, желательно поддерживать себя в меру взволнованном состоянии. Излишний комфорт, как и излишняя "зашуганность" не приводят к максимальному успеху.

Этот закон подтверждают наблюдения за успешными учителями - они на каждый урок выходят немного волнуясь, немного рискуя. Благодаря этому состоянию их успешность столь высока.

4) Приспособительная функция.

Одним из первых, кто указал на эту функцию эмоций, был Чарльз Дарвин (тот, кто доказывал, что человек произошел от обезьяны). Он аргументировал это следующим образом: любые изменения в сложившемся распорядке вызывают некоторый "психологический сбой". Реагируя эмоционально, человек восстанавливает нарушившееся равновесие.

5) Коммуникативная функция.

Из своего опыта и из более ранних курсов психологии мы знаем, что благодаря эмоциональным проявлениям человека мы можем как-то изменить свое поведение в общении с ним. Если подруга грустит, то вы, скорее всего, учтете эту информацию при общении с ней. Если преподаватель раздражен, то вы вряд ли будете громко шутить на его уроке и т.д.

Откуда мы можем узнать об эмоциональном состоянии человека?

* По мимике,

* По жестам,

* По интонации, громкости, тембру голоса,

* По походке,

* По позе,

* ............ и т.д.

Классификация эмоций К. Изарда

Психологи, биологи, зоологи, генетики и другие ученые в течении прошлого и этого века многократно пробовали составлять список основных эмоций, на которых другие "надстраиваются". В последнее время чаще используют классификацию эмоций К. Изарда, которую он описал в своей книге "Человеческие эмоции" (дважды переводилась на русский язык).

К. Изард выделил 9 основных эмоций:

1) Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений и мотивирующее процесс обучения.

В методиках преподавания особое внимание уделяется пробуждению интереса к уроку. Доказано, что обучение осуществляется эффективнее, если учащиеся испытывают к предмету интерес. Пробуждение интереса – один из самых сложных аспектов в деятельности педагога.

2) Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить свою потребность.

Вспомните иерархию потребностей А. Маслоу. Чем более высокого порядка потребность вы имеете возможность удовлетворить, тем более высокого порядка радость вы испытываете. Заметим, что эмоция радости появляется от одной "возможности" удовлетворения потребности (на самом деле она может быть не удовлетворена в реальной жизни).

3) Удивление - эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Эта реакция тормозит все предыдущие эмоции и, при благоприятных условиях, может перерасти в интерес.

4) Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением информации (реальной или выдуманной) о невозможности удовлетворения важных потребностей. Чаще всего переживается в виде эмоционального стресса (см. ниже подтему "Стресс").

5) Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, вызванное возникновением серьезного препятствия на пути важной для человека потребности. (Опять же препятствие может быть как реальным, так и выдуманным).

6) Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с установками человека. В сочетании с гневом приводит к агрессии.

7) Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и связанное с рассогласованием взглядов одного человека со взглядами или поступками другого.

Очень важно указать, что это - отрицательное состояние. Если же человек говорит, что "Я вас презираю" и испытывает при этом приятные ощущения, то это уже не презрение в чистом виде. Как правило, от презрения страдает сам презирающий.

8) Страх - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с угрозой (реальной или вымышленной). Оно возникает в ответ на угрозу.

Очень важно работать с детскими страхами в младшем возрасте. Дети еще не могут адекватно объяснять многие факты реальности (развод родителей, случайные неприятности, конфликты со взрослыми и пр.), поэтому многое непонятное неосознанно воспринимается ими как угроза.

9) Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с осознанием человеком противоречия между собственными помыслами и действиями с ожиданиями окружающих или своими представлениями о морали. ("мы так на тебя надеялись, а ты...").

Актуализация чувства вины, стыда (так же, как и чувства страха) является одним из основных инструментов манипуляции в педагогическом общении. Гуманистическая педагогика основывается на том положении, что основой должны служить позитивные эмоции - интерес, радость, например.

Итак, мы рассмотрели основные примеры эмоций. Теперь рассмотрим другие эмоциональные явления (кроме эмоций и чувств).

Виды эмоциональных явлений.

1), 2) Эмоции и чувства (см. выше).

3) Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Это реакция человека не на последствия событий, а на значение этих событий для него. Очень сложно найти корень настроения, причину (но он есть - это точно). Настроение связано с общим состоянием здоровья, возрастом и условиями среды.

4) Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека обстоятельств. Любая эмоция может переживаться в аффективной форме. Аффекты возникают резко, внезапно, сопровождаются сильной и беспорядочной двигательной активностью. В состоянии аффекта люди совершают неконтролируемые поступки. Если на суде доказывается, что преступление совершено в состоянии аффекта, приговор может быть смягчен (человек признан невменяемым) - это не относится к случаям преступлений под воздействием каких-то веществ (алкоголя, наркотиков), а также в случаях профессиональных преступлений (какие бы ни были ученики, учителю надобно держать себя в руках).

Состояние аффекта красочно описал М.Ю. Лермонтов в "Мцыри":

Тогда на землю я упал,

И в исступлении рыдал,

И грыз сырую грудь земли,

И слезы, слезы потекли

В нее горячею рекой.

Человек, в принципе, может управлять аффектом, но это очень сложно. Справление с аффектом дается дорогой ценой - инфаркты, язвы и прочие заболевания. С опытом человек обучается "обходить" стороной аффектоопасные ситуации.

5) Стресс - неспецифическая реакция организма на любые неблагоприятные воздействия и соответствующая ей эмоциональная реакция (усталость, страх, обида, тревога и др.).

Стресс бывает физиологический (вызванный болезнями, утомлением, чрезмерным воздействием неблагоприятных излучений и пр.) и психический. Психический, в свою очередь, подразделяется на информационный ("перегруз" информацией - подготовка к экзамену "за одну ночь") и эмоциональный (конфликты с родителями, тревога перед будущим и т.п.). Ясно, что все указанные виды стрессов взаимосвязаны между собой. Но очень важно отметить, что на уровне организма реакция всегда одна и та же.

Основным авторитетом в области изучения стрессов является ученый Ганс Селье. Он выделил три этапа в развитии стресса:

* Реакция тревоги.

На этой фазе у человека мобилизуются защитные средства, повышается его устойчивость (вероятно, поэтому во время войны среди людей очень резко снижаются простудные заболевания).

* Стабилизация.

На этой фазе устойчивость организма постепенно снижается, у человека все меньше "остается сил".

* Истощение.

Если стрессогенный фактор сохраняется (экзамены все не кончаются и не кончаются), то организм начинает "давать сбои" - болеет, человек раздражается, быстро устает).

Лучшим средством профилактики стрессов является планирование своей жизнедеятельности. Очевидно, что если вы: планируете нереальные дела, планируете на одно и то же время несколько дел, слишком многого требуете от себя или от других (от государства, например), планируете жизнь за других людей, не спрашивая их мнения, тогда вы рискуете пережить в ближайшем будущем стресс.

6) Фрустрация (с англ. frustration – разочарование, несбывшиеся надежды) – это эмоциональное состояние, обусловленное нереализованными планами, мечтами, имеющими для личности высокую значимость.

7) Страсть – сильно выраженное эмоциональное состояние, обусловленное ярко выраженным стремлением к определенному объекту, имеющее характер зависимости.

Краткая характеристика основных этапов развития эмоций

Эмоции влияют на развитие личности человека в течение всей его жизни: придают ей значимость и являются необходимым условием удовлетворенности жизнью. Уже в период беременности, с помощью современных технических средств, можно наблюдать у плода простейшие эмоции удовольствия и неудовольствия.

Примерно через год после рождения эти простейшие эмоции усложняются: на их основе появляются эмоции радости, гнева, страха, отвращения. К 3 годам появляется эмоция удивления. К 7-8 годам появляются эмоции стыда и презрения. Далее – на основе сформированных эмоций, во взаимодействии с другими людьми, в совместной активности, появляются чувства.

Попробуйте отразить содержание темы «Эмоции и чувства» в какой-нибудь графической форме.

ИНТЕРЕС     Положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений и мотивирующее процесс обучения
РАДОСТЬ     Положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить свою потребность.  
УДИВЛЕНИЕ     Эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.
СТРАДАНИЕ     Отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением информации (реальной или выдуманной) о невозможности удовлетворения важных потребностей
ГНЕВ     Отрицательное эмоциональное состояние, вызванное возникновением серьезного препятствия на пути важной для человека потребности.
ОТВРАЩЕНИЕ     Отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с установками человека
ПРЕЗРЕНИЕ     Отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и связанное с рассогласованием взглядов одного человека со взглядами или поступками другого
СТРАХ     Отрицательное эмоциональное состояние, связанное с угрозой.
СТЫД     Отрицательное эмоциональное состояние, связанное с осознанием человеком противоречия между собственными помыслами и действиями с ожиданиями окружающих или своими представлениями о морали





Сейчас читают про: