Леворукость и праворукость. Психология леворуких детей

Мы до сих пор не имеем однозначного ответа на вопрос о том, какие факторы определяют «рукость», чем левши отличаются от правшей, не является ли леворукость патологией. Несмотря на то, что вопрос этот не решён до конца, известно, что только очень немногие люди одинаково хорошо владеют и правой и левой рукой. В большинстве случаев одна из рук являетсярабочей, или ведущей. Известно, что все свойства руки как ведущей определяются сложной физиологической структурой распределения функций между правым и левым полушариями коры головного мозга. Действиями каждой руки «командует» главным образом контрлатеральное (противоположное) полушарие: у правшей– левое, а у левшей – правое. Около 90% людей имеют ведущую правую руку, и лишь около 10% - левую или одинаково хорошо владеют и левой и правойрукой (таких людей называют а мбидекстрами или обоерукими). Пока точно не известно, в каком возрасте определяется преимущественное владение той или иной рукой, и, наверное, это не имело бы столь серьёзного значения, если бы руки были «сами по себе».

Зная, какая рука у человека ведущая, можно сказать не только, какое полушарие управляет ею, но и предсказать некоторые особенности организации высших психических функций. Например, у праворуких людей центр речи, как правило, находится в левом полушарии (в 95% случаев), а у леворуких он может быть в правом полушарии (в 70%случаев ), но может быть в левом и даже располагаться симметрично в правом и левом полушарии. Переучивая ребёнка, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга.

Специальное изучение видов предпочтения рук показало, что есть дети-левши по графическим навыкам и правши по бытовым, и, наоборот. Как правило (90% случаев), «графические левши» оказываются и «бытовыми левшами». Есть дети амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях.

Варианты

Дети – ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры. Как правило, родители переучивали их с раннего возраста, поощряя при рисовании работу правой рукой. У них процесс обучения письму идёт легче, если они будут писать левой рукой.

Дети – ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании левой руки может быть травма правой руки, нарушение её моторных функций. Но может быть и «переучивание» в дошкольном возрасте. При травме и нарушении моторных функций левой руки целесообразно учить писать правой рукой, а при «переучивании» - левой.

Типы предпочтения рук могут быть разделены на:

Полностью праворукие дети:

Дети, которые почти всегда пользуются правой рукой для еды, питья, бросания мяча, резания и т.д.

Полностью леворукие дети:

Дети, которые пользуются левой рукой с самого рождения и которые немедленно перекладывают предмет в левую руку, если он был дан им в правую.

Амбидекстры:

Одинаково хорошо развиты обе руки, когда им нужно выполнить сложные моторные движения. Дети-амбидекстры часто выбирают для выполнения какого-то определенного вида деятельности конкретную руку, даже если они могут хорошо делать это обеими руками. Такой ребенок может, например, рисовать левой рукой, в то время как он пользуется правой рукой для еды и резания ножницами.

Смешанное доминирование:

Такой тип доминирования наблюдается у детей, которые используют одну руку, а затем вторую при выполнении различных видов деятельности.

Леворуких детей отличает:

· повышенная чувствительность;

· склонность к творчеству,

· повышенная ранимость;

· чрезмерная впечатлительность;

· тревожность;

· эмоциональность;

· раздражительность;

· повышенная утомляемость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: