Основным участником смены в детском лагере является отряд – временный детский коллектив, позволяющий в силу своих характерных особенностей решать многие вопросы эффективней, чем в более стабильных, более постоянных детских коллективах (школьный класс, спортивная секция, дворовая компания и т. д.).
Каковы же признаки временного детского коллектива (ВДК)? Исследователи этой проблемы (О.С. Газман, В.Д. Иванов, А.Г. Кирпичник и др.) называют достаточно широкий круг признаков. Укажем наиболее характерные, оказывающие значительное влияние на организацию и ведение педагогической деятельности.
Во-первых ,кратковременность функционирования. Обычно ВДК существует одну лагерную смену (в среднем от 21 до 30 дней).
Во-вторых, сборный состав. В лагерные отряды собираются ребята из разных мест жительства, ранее не знавшие или почти не знавшие друг друга.
В-третьих, автономность существования, когда ослабляется влияние на ребенка семьи, класса, компании друзей и т.д. Здесь важно упомянуть еще об одном психологическом моменте. Автономность предполагает наличие «своего угла», своей территории, которая бы для ВДК стала «вторым домом». Таким образом, создаются условия, при которых за счет ослабления других влияний, особенно отрицательных, усиливается воспитательное воздействие ВДК.
В-четвертых, публичный (коллективный) характер деятельности, общения, всей жизни. Практически 24 часа в сутки дети и взрослые находятся в обществе друг друга, когда «каждый поступок, действие личности осуществляется в коллективе, «просвечивается» через коллективные нормы, установки, ценности».
В-пятых, завершенность деятельности и развития. За период лагерной смены детское объединение совершает как бы законченный цикл от рождения до завершения функционирования.
Сформировать за короткий период смены дружный и сплоченный коллектив из ребят своего отряда – одна из основных задач, которую ставит перед собой каждый вожатый.
Отряд детского лагеря обладает двойственной природой. Во-первых, он является объектом целенаправленных воздействий вожатого и других взрослых. Во-вторых, отряд – это в значительной мере самостоятельно развивающееся образование, функционирование которого подчинено особым социально-психологическим закономерностям.
Социально-психологические процессы, протекающие в первично организованной группе, подразделяются на адаптацию, коммуникацию, идентификацию и интеграцию.
Рассмотрим специфику каждого из этих процессов в наших условиях.
Адаптация – процесс включения человека в новые группы (коллективы), приспособления к изменяющимся условиям социальной среды, деятельности, внутригрупповых и межличностных отношений, сопровождающийся усвоением действующих в них норм, принципов, правил.
В рассматриваемых нами ситуациях адаптация выражается в формировании у детей соответствующих представлений друг о друге, в необходимости занять определенную позицию, обрести желаемый общественный статус в группе сверстников.
Уверенному и безболезненному протеканию процесса адаптации детей к условиям нового коллектива способствует своевременное определение законов отряда и основных норм общения.
Эти простые правила регламентируют условия жизнедеятельности ребят в детской группе, ставят их в равные, одинаковые условия поотношению друг к другу, что позволяет им легче взаимодействовать, чувствовать личную и коллективную ответственность, проще устанавливать дружеские связи.
Чем больше ребята узнают друг друга, тем легче и интенсивнее идет процесс адаптации. Хороши и очень полезны для этого игры на знакомство, просто игры, первый отрядный разговор у костра или свечи – у живого огня, а также любые другие, общие для детей совместные мероприятия.
Коммуникация – процесс, посредством которого осуществляется информационный обмен между людьми с целью определения проблем, поиска необходимых решений, регуляции их противоречивых взаимодействий и согласования интересов.
Коммуникативный процесс играет существенную роль в развитии межличностных отношений детей. Эти отношения возникают в ходе свободного общения, коллективных, творческих дел, трудовых десантов, игр, бесед, дискуссий, в свою очередь способствуют развитию процесса идентификации.
Идентификация – уподобление детей друг другу, определение ребенком через внутренние переживания степени своей тождественности по отношению к товарищу, члену отряда, на основании эмоциональной связи с ним (эмоциональная идентификация). Идентификация оказывает значительное влияние на развитие сплоченности коллектива, создание теплых, дружеских отношений, формирование здорового психологического климата в отряде в целом.
Для обеспечения оптимального управления процессом межличностного общения детей вожатому очень важно знать три механизма воспроизводства личностью чувств, мыслей, действий, адекватно отражающих какой-либо источник восприятия.
Подражание – это копирование или повторение поведения, качеств другого человека.
С личение – это определенная «сверка» личностью каких-либо своих качеств с качествами другого человека – «эталона» и внесение на этой основе коррекции в свое поведение с целью достижения эталонного соответствия.
Увлечение – повышенное стремление к кому-либо, интерес, неосознанная ориентация на поступки того или иного лица.
При благоприятном протекании предыдущих процессов успешно реализуется процесс интеграции. Данный процесс проявляется в виде достижения высокой психологической совместимости людей, возникновения у них общего, единого чувства «МЫ».
Обобщенный показатель интеграции детского коллектива – сплоченность, единство всех членов отряда. Важнейшими факторами, обеспечивающими групповую интеграцию, являются руководство, осуществляемое вожатым в сотрудничестве с активом отряда, а также коллективные дела, игры и другие формы межличностного взаимодействия ребят.
При формировании коллектива начинать нужно с создания духа непринужденности, добросердечия, взаимопонимания и доверия. С первых дней вожатый должен обозначить для детей общественно значимую перспективу. Сделать это можно во время беседы с ребятами, на вечернем «огоньке», на сборе отряда, предварительно определив их интересы, возможности и эмоциональный настрой.
Последующие действия вожатого могут быть такими: вовлечение ребят в совместную деятельность по реализации обозначенной перспективы (включая постановку целей, планирование и проведение ключевых дел); формирование детского самоуправления; использование игры и других форм деятельности, привлекательных для ребят; создание традиций отряда и следование им; включение отряда во взаимодействие с другими отрядами лагеря.
Но как сразу дойти до каждого ребенка, если в среднем отряд насчитывает 25–30 человек? Как всех сразу включить в совместную деятельность?
Как правило, с целью повышения уровня управляемости отрядом его подразделяют на более мелкие группы. Наиболее устойчивое, оптимальное группообразование состоит из 7–9 человек. Это то количество людей, которые могут одновременно поддерживать как вербальное, так и визуальное (зрительное) общение. При делении отряда на группы хорошо бы учитывать эту особенность.
Деление отряда на группы облегчает управление им, но одновременно следует позаботиться о том, чтобы у групп было преимущественно больше совместных дел. Это условие крайне важно соблюдать при проведении различных конкурсов и соревнований.
Итак, настоящий, сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, поэтапно, чему в первую очередь способствует, как уже отмечалось ранее, совместная деятельность.
Положение ребенка в отряде определяется не только его индивидуальными особенностями. Оно может меняться в зависимости от уровня сработанности, сплоченности коллектива, интенсивности смены ролей ребят в процессе общения и взаимной деятельности, динамики развития системы коллективных и личных ценностей, внутренних норм отряда, наличия побед или неудач, серьезных позитивных результатов, достигнутых как им самим, так и группой в целом.
Обобщая содержание данного раздела, рассмотрим таблицу, отражающую зависимость этапов формирования и развития временного детского коллектива в лагере и этапов смены:
Период | Что происходит в отряде? | Кто организует работу? | Действия вожатого | Возможные формы работы |
1. Организационный совпадает с оргпериодом смены | 1. Знакомство. 2. Начало установления контактов. 3. Выявление лидеров. 4. Принятие- непринятие детей друг другом. 5. Привыкание друг к другу. 6. Начало формирования актива. | Вожатый | 1. Предъявляет требования к поведению. 2. Вместе с детьми вырабатывает и устанавливает нормы и правила поведения в отряде. 3. Изучает ребят, составляет портрет каждого: - что любит, - чем увлекается, - чему хочет научиться, - чему может научиться, - черты и особенности характера. 4. Выявляет наиболее привлекательные качества и проблемные моменты в личности каждого ребенка. 5. Проводит совместное планирование. | 1. Разнообразные игры на знакомство, общение, выявление лидеров. 2. Экскурсии, прогулки. 3. Индивидуальные беседы. 4. Организационный сбор отряда. 5. Планирование деятельности на смену. 6. «Огонек» знакомств. |
2. Срабатываемость совпадает с 1 этапом основного периода | 1. Формируются неформальные группы. 2. Складываются диады, триады. 3. Сохраняется неоднородность взглядов и поведения. 4. Выявляются лидеры, им придается временный функциональный статус. 5. Формируется неформальный актив отряда. | Вожатый, лидеры отряда из органов самоуправления | 1. Установление межличностного общения. 2. Формирование творческих групп. 3. Работа органов самоуправления. 4. Меры по регулированию межличностного общения. | 1. Разнообразные игры. 2. Конкурсы. 3. Отрядные дела. 4. Занятия в клубах, кружках. 5. Спортивные соревнования. 6. Общение (межличностное и межгрупповое). 7. Выполнение плана отряда. 8. Участие в делах лагеря. |
3. Сработанность совпадает со 2 этапом основного периода | 1. Сплоченность – близость взглядов и позиций по отношению: – к условиям и характеру совместной деятельности; – к членам отряда; – к вожатому. 2. Самостоятельность в работе. 3. Возникновение чувства близости, дружбы. 4. Возможна смена лидера. | Вожатый, формальный актив, лидеры | 1. Постановка новых, более сложных целей. 2. Изучение психологического климата в отряде. 3. Меры по коррекции межличностного общения. 4. Формирование традиций отряда. | 1. Отрядные дела. 2. Отрядные конкурсы и игры. 3. Совместные дела с другими отрядами. 4. Участие в делах лагеря. 5. Продолжение обучающих занятий. |
ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
1. Таран Ю.Н.Социально-педагогические ориентиры лета: опыт профильных смен. Научно-методическое пособие. – Липецк: ГУП «ИГ «ИНФОЛ», 2002. – 176 с.
2. Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Вожатый – старт в профессию. Учебно-методическое пособие. – М., 2002. – 261 с.
3. Логика организации педагогического процесса в лагерной смене. Курс занятий для отрядных педагогов / Автор-разработчик Можейко О.В. – ВДЦ «Орленок», 2001. – 70 с.
Для самостоятельной работы по теме рекомендуем:
1. Балл А., Балл Б. Основы лагерного менеджмента: Учебное пособие для руководителей детских оздоровительных учреждений. /Пер. с англ. – СПб., 1994.
2. Бедерханова В.П. Летний дом: концептуальный проект детской летней деревни и его методическое обеспечение. – Краснодар: Изд. КЭЦРО, 1993.
3. Возможности проявления самостоятельности подростка в условиях детского лагеря. Материалы научно-практической конференции. – ВДЦ «Орленок», КДМ администрации Самарской области, 2000.
4. Возжаев С.Н., Возжаева Е.И. Республика «Наследие». Программа лагеря актива ФДПО «Соколенок». – Кострома, 2000.
5. Волохов А.В., Ершова Л.В., Журавлев М.И., Кочергин В.Н., Фришман И.И. Фантазия + творчество = каникулы. – М., 1999.
6. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М.: Изд. УРАО, 1997.
7. Гавря А.Б., Корнеева Т.В. Лето, «Казачок», каникулы (опыт работы историко-патриотического лагеря «Казачок»). – М., 1997.
8. Кирпичник А.Г., Ижицкий В.П. Летние объединения старшеклассников. – М.: «Знание», 1984.
9. Коваль М.Б. Ключ к успеху: Пособие для работников учреждений летнего отдыха и оздоровления детей. – М.: НИИ семьи, 1998.
10. Крылова Н.Б. Культурная среда детского лагеря // «Народное образование». – 2000. – № 4–5.
11. Куприянов Б.В. Формы воспитательной работы с детским объединением. Учебно-методическое издание. – Кострома: КГТУ, 1998.
12. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. – М.: МПГУ, 1993.
13. Летний отдых детей: концептуальные и нормативно-правовые основы. /Сост. A.M. Панов. – М.: НИИ семьи, 1998.
14. Общение как педагогическая проблема. /Под ред. А. Мудрика. – М., 1974.
15. Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Выпуск № 3. /Ред. Н.Б. Крылова, С.А. Ушакин. – М.: «Инноватор», 1995.
16. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: «Просвещение» – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.
17. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. – М.: «Новая школа», 1996.
18. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
19. Сысоева М.С. Организация летнего отдыха детей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
20. Титова Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания. Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 1993.
21. Шмаков С.А. Лето. – М.: «Магистр», 1993.
22. Философия и педагогика каникул: серия «Новые ценности образования». Сборник № 8. /Под ред. Т.В. Анохиной, Н.Б. Крыловой. – М.: «Инноватор», 1998.