Деятельность младшего школьника

Новая социальная ситуация развития требует от ребенка особ деятельности — учебной. Когда ребенок приходит в школу, учебная деятельности как таковой еще нет, и она должна быть сформирована в виде умений учиться. Именно это и является специфической чертой младшего школьного возраста.

Специфика учения — в присвоении научныхзнаний. Основную часть содержания учебной деятельности составляют научные понятия, законы, общие способы решения практических задач. Именно поэтому условия формирования и осуществления учебной деятель­ности создаются только в школе, а в других видах деятельности усво­ение знаний выступает как побочный продукт в виде житейских поня­тий. В игре, например, ребенок стремится лучше выполнить какую-нибудь роль, и усвоение правил ее выполнения лишь сопутствует основному стремлению. И только в учебной деятельности усвоение научных знаний и умений, навыков выступает как основная цель и главный результат деятельности. Ребенок под руководством учителя начинает оперировать научными понятиями.

Учебная деятельность— это специфическая форма индивидуаль­ной активности младшего школьника, сложная по своей структуре. В этой структуре выделяют: 1) учебные ситуации (или задачи) — то, что ученик должен освоить; 2) учебные действия — изменения учеб­ного материала, необходимые для его освоения учеником; это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает; 3) действия (само)контроля — это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу; 4) действия (само)оценки — определение того, достиг уче­ник результата или нет.

Учебная деятельность будет осуществляться на протяжении всех лет обучения в школе, но только сейчас, когда она складывается и формируется, она является ведущей. Учебная деятельность — это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Процесс собственного изменения, рефлекс на себя выделяется для самого субъекта как новый предмет. Имен поэтому всякая учебная деятельность начинается с того, что ребенка оценивают.Пресловутая отметка и есть форма оценки изменений, происходящих в ребенке (подробнее в п. 7.5).

Отношение детей к учению на протяжении младшего школьного возраста имеет свою динамику. Первоначально они стремятся к нему как к общественно полезной деятельности вообще. Затем их начинают привлекать отдельные приемы учебной работы. И наконец, дети начинают самостоятельно преобразовывать конкретно-практические задачи в учебно-теоретческие,интересуясь внутренним содержанием учебной деятельности. В формировании учебной деятельности важное место занимает вовлечение ребенка в учебные ситуации, которые решаются совместно с учителем. Одна из закономерностей формирования учебной деятельности состоит в том, что весь процесс преподавания в младших классах первоначально строится на основе развернутого знакомства детей с главными компонентами учебной деятельности, и дети втя­гиваются в их активное осуществление. Такое «растянутое» введение в учебный материал служит условием развития познавательной ак­тивности детей, внимания к глубинным, а не только внешним мо­ментам учения, интереса к нему. В основе последовательного вовлечения ребенка в учебную деятель­ность лежит теория поэтапного формирования умственных действий

Но учебная деятельность, которую осуществляет младший школьниик, — не единственная его деятельность. Вторая по значению роль принадлежит труду в двух характерных для этого возраста формах — в форме самообслуживания и в форме изготовления поделок.

К самообслуживанию дети приучаются уже с дошкольных лет, и в навыки и привычки самообслуживания закрепляются. Это хорошая психологическая основа для привития детям уважения к труду взрослых, понимания роли труда в жизни взрослых и т.д. Психологи отмечают, что дети, приученные к труду и имеющие дома постоянные обязанности, лучше учатся, более дисциплинированны и ответственны.

Помимо самообслуживания и выполнения некоторых поручений взрослого воспитательным значением обладает коллективный труд,совместная деятельность со сверстниками. В опытах Г.А. Цукерман были получены данные, что дети, работающие в форме совместной деятельности в классе, в 2 раза лучше оценивают свои возможности и уровень знаний, т.е. у них более успешно формируются рефлексив­ные действия. Собственно, и учебный материал дети лучше осваивают в совместной работе со сверстниками, чем с учителем. В группе сверстников отношения равноправные и симметричные, а между ребенком и взрослым — иерархические и несимметричные. Такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зре­ния другого, развиваются только в общении детей между собой.

В младших классах уроки труда, как правило, очень любимы: на них не только отрабатываются трудовые навыки, ручная моторика, но и возможно проявление самостоятельности, творчества. Особую ценность изготавливаемым поделкам придает общественная мотива­ция (игрушки — на школьную елку, подарки — детям детского сада, вышивку — маме на 8-е Марта и т.п.). Главное психологическое дос­тижение труда младшего школьника — это формирование и совер­шенствование у детей умения планировать предстоящую работу и находить пути и средства ее реализации, пробуждающие смекалку, сообразительность, креативность ребенка.

Учение не исключает также игры, которая хоть и утрачивает позиции ведущей деятельности, но занимает много места в жизни младших школьников. Это — про­должающиеся сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, игры-драматизации, игры-фантазии, не говоря уже об играх компьютерных. В них продолжают развиваться воображение, освоение норм жизни взрослых, планирование и т.д.

Дополняются игры в младшем школьном возрасте дидактическими и соревновательными играми. Смысл дидактических игр — в приобретении новых знаний и умений. В такой игре есть игровая задача, игровые мотивы, но способы решения игровой задачи — учебные, в результате чего могут достигаться эффект сдвига мотивов с игровых на познавательные и трансформация игровых задач в учебные. Подвижно-соревновательные игры, особенно групповые, в первую очередь развивают детей физически, но также и совершенствуют такие личностные качества как воля, сообразительность, смелость, настойчивость, соревновательность, умение действовать сообща и т.д. Единственное, чего следует избегать, — это превращения соревнования в самоцель, при которой ребенок руководствуется только одним желанием — занять место, получить награду. В этом случае можно ожидать появления тщеславия, зависти и т.д.

Осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если ребенок приучается управлять своими психическими про­цессами и поведением в целом. Это дает возможность подчинять свои непосредственные «хочу» требуемому учителем и школьной дисциплиной «надо» и способствует формированию произвольности как особого, нового качества психических процессов. Она проявляет себя в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодоления трудностей и препятствий.

Необходимость контроля и самоконтроля, требования словесных отчетов и оценок формируют у младших школьников способность к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане.Необходимость различать образцы рассуждения и самостоятельные попытки их строить предполагают у младшего школьника формиро­вание умения как бы со стороны рассматривать и оценивать собствен­ные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализиро­вать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности. Т.о., произвольность, внутренний план действия и рефлексия основ­ные новообразования младшего школьного возраста. Кроме того, в рамках овладения учебной деятельностью перестраиваются, совер­шенствуются все психические процессы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow