Разработка и выбор управленческих решений в условиях неопределенности и риска

Процесс принятия решения всегда связан с некоторой неопределенностью и риском.

Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации решения, вследствие чего не представляется возможным оценить связанные с ним затраты и результаты.

Неопределенность – недостаточность сведений об условиях, в которых будет проходить деят-ть предприятия, низкая степень предсказуемости предвидения этих условий

Риск – это величина, характеризующая вероятность возникновения убытков по сравнению с прогнозируемым вариантом.

Риск – возможная опасность возникновения ущерба в результате определенных управленческих решений или действий.

Условия неопределенности появляются, когда в данной ситуации имеется так много переменных или неизвестных факторов, что невозможно бывает решить, какие могут быть вероятные результаты.

Виды риска:

1. экономический – вероятность недополучения предприятием дохода в результате осуществления ФХД;

2. предпринимательский – опасность потенциально возможной потери ресурсов или части дохода по сравнению с вариантом рационального использования ресурсов;

3. коммерческий – вероятность ущерба в процессе реализации предприятием товаров, работ, услуг;

4. ценовой – возможность потери предприятием части прибыли в результате изменения сложившихся на рынке цен на производимую им продукцию от воздействия спроса, предложения и прочих факторов, а также роста текущих затрат, следствие изменения цен на применяемые ресурсы;

5. финансовый – риск, возникающий в отношениях предприятия с различными финансовыми институтами;

6. кредитный – отражает степень опасности того, что заёмщик не сможет своевременно осуществлять возврат кредита и выплатить проценты за пользование им;

7. инфляционный – вызван непредвиденным ростом издержек производства вследствие инфляционного процесса (обесценивание активов или доходов в результате роста цен);

8. инвестиционный – опасность обесценивания капиталовложений в результате действий органов государственной власти и управления.

Для учёта (при принятии решения) рисков и неопределённости необходимо:

1) анализировать накопленный опыт деятельности предприятия;

2) представлять риск и неопределённость в явном виде.

Решение считается принимаемым в условиях риска, если известна вероятность всех альтернативных решений.

Решение принимается в условиях неопределенности тогда, когда невозможно определить вероятность потенциальных результатов. Причинами неопределенности являются: отсутствие полной инф-ции, возникновение случайных факторов, противодействие конкурентов и т.д.

Принятие решения в условиях неопределенности является наиболее сложной ситуацией в управленческой деятельности.

Большинство УР принимается именно в условиях риска. Риском можно и нужно управлять. Управление риском это значит:

- правильно спрогнозировать наступления рискового события;

- решить идти на рискованные действия или нет;

- способность принять соответствующие меры для снижения степени риска.

При этом под степенью риска принято понимать размер наиболее вероятного экономического ущерба, который может понести организация в результате тех или иных действий, осуществляемых в соответствии с принятым управленческим решением.

Пути снижения риска зависят от внутренней среды и от среды, в которой работает предприятие. Если ситуация неустойчивая – риск велик. Для оценки ситуации нужно привлекать специалистов (политики, экономисты, психологи). Один человек не может оценить ситуацию.

Наиболее распространенными приемами снижения степени риска являются:

1. диверсификация – разностороннее развитие производства, расширение ассортимента производимых изделий и т.д.;

2. снизить неопределенность (повысить уровень инф-го обеспечения);

3. создание резервных (страховых) фондов;

4. страхование;

5. разделение риска (дублирование поставщиков, потребителей, хранение ответственного материала в 2-х и более местах и т.д.).

Адаптация организации к изменениям внешней среды – это процесс приспособления параметров организации, как бизнес-единицы к неопределенным условиям внешней среды, обеспечивающий повышение ее ресурсного взаимодействия на протяжении всего жизненного цикла.

Управление адаптацией организации к изменениям внешней среды – это целенаправленная деятельность участников бизнес-процесс по обеспечению адаптации организации, как бизнес-единицы, на протяжении всего жизненного цикла. Основным методом решения управления адаптацией организации к изменяющимся условиям внешней среды является метод бизнес-проектирования, основанный на моделировании процесса ресурсного взаимодействия организации и внешней среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: