Процесс принятия решения всегда связан с некоторой неопределенностью и риском.
Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации решения, вследствие чего не представляется возможным оценить связанные с ним затраты и результаты.
Неопределенность – недостаточность сведений об условиях, в которых будет проходить деят-ть предприятия, низкая степень предсказуемости предвидения этих условий
Риск – это величина, характеризующая вероятность возникновения убытков по сравнению с прогнозируемым вариантом.
Риск – возможная опасность возникновения ущерба в результате определенных управленческих решений или действий.
Условия неопределенности появляются, когда в данной ситуации имеется так много переменных или неизвестных факторов, что невозможно бывает решить, какие могут быть вероятные результаты.
Виды риска:
1. экономический – вероятность недополучения предприятием дохода в результате осуществления ФХД;
2. предпринимательский – опасность потенциально возможной потери ресурсов или части дохода по сравнению с вариантом рационального использования ресурсов;
|
|
3. коммерческий – вероятность ущерба в процессе реализации предприятием товаров, работ, услуг;
4. ценовой – возможность потери предприятием части прибыли в результате изменения сложившихся на рынке цен на производимую им продукцию от воздействия спроса, предложения и прочих факторов, а также роста текущих затрат, следствие изменения цен на применяемые ресурсы;
5. финансовый – риск, возникающий в отношениях предприятия с различными финансовыми институтами;
6. кредитный – отражает степень опасности того, что заёмщик не сможет своевременно осуществлять возврат кредита и выплатить проценты за пользование им;
7. инфляционный – вызван непредвиденным ростом издержек производства вследствие инфляционного процесса (обесценивание активов или доходов в результате роста цен);
8. инвестиционный – опасность обесценивания капиталовложений в результате действий органов государственной власти и управления.
Для учёта (при принятии решения) рисков и неопределённости необходимо:
1) анализировать накопленный опыт деятельности предприятия;
2) представлять риск и неопределённость в явном виде.
Решение считается принимаемым в условиях риска, если известна вероятность всех альтернативных решений.
Решение принимается в условиях неопределенности тогда, когда невозможно определить вероятность потенциальных результатов. Причинами неопределенности являются: отсутствие полной инф-ции, возникновение случайных факторов, противодействие конкурентов и т.д.
|
|
Принятие решения в условиях неопределенности является наиболее сложной ситуацией в управленческой деятельности.
Большинство УР принимается именно в условиях риска. Риском можно и нужно управлять. Управление риском это значит:
- правильно спрогнозировать наступления рискового события;
- решить идти на рискованные действия или нет;
- способность принять соответствующие меры для снижения степени риска.
При этом под степенью риска принято понимать размер наиболее вероятного экономического ущерба, который может понести организация в результате тех или иных действий, осуществляемых в соответствии с принятым управленческим решением.
Пути снижения риска зависят от внутренней среды и от среды, в которой работает предприятие. Если ситуация неустойчивая – риск велик. Для оценки ситуации нужно привлекать специалистов (политики, экономисты, психологи). Один человек не может оценить ситуацию.
Наиболее распространенными приемами снижения степени риска являются:
1. диверсификация – разностороннее развитие производства, расширение ассортимента производимых изделий и т.д.;
2. снизить неопределенность (повысить уровень инф-го обеспечения);
3. создание резервных (страховых) фондов;
4. страхование;
5. разделение риска (дублирование поставщиков, потребителей, хранение ответственного материала в 2-х и более местах и т.д.).
Адаптация организации к изменениям внешней среды – это процесс приспособления параметров организации, как бизнес-единицы к неопределенным условиям внешней среды, обеспечивающий повышение ее ресурсного взаимодействия на протяжении всего жизненного цикла.
Управление адаптацией организации к изменениям внешней среды – это целенаправленная деятельность участников бизнес-процесс по обеспечению адаптации организации, как бизнес-единицы, на протяжении всего жизненного цикла. Основным методом решения управления адаптацией организации к изменяющимся условиям внешней среды является метод бизнес-проектирования, основанный на моделировании процесса ресурсного взаимодействия организации и внешней среды.