Заключение. Формированию сознанию человека предшествовал длительный период умственного развития животных


Формированию сознанию человека предшествовал длительный период умственного развития животных. В истолковании этого развития диалектический материализм отвергает как гилозоизм, так и признание психики привилегией только человека. Он исходит из того, что психическое отражение появляется лишь на высоком уровне от организации материи и связано с образованием нервной системы. Элементарной формой отражения, свойственной всем живым организмам, является раздражимость, которая на более высоком уровне эволюции переходит в чувствительность, т. е. способность отражать отдаваемые свойства вещей в виде ощущений. У позвоночных животных возникают элементарные формы психики - способность анализировать сложные комплексы одновременно действующих раздражителей и отражать их в виде восприятия - целостного образа ситуации. Обычно у животных различают два основных типа поведения: инстинктивное, врожденное и опирающееся на индивидуально приобретенные навыки.

В жизни каждого индивидуума мышление не существует как чисто интеллектуальный процесс, а неразрывно связано с иными психическими процессами, т. е. Не существует изолированно от сознания человека в целом. Идеализм всегда стремился оторвать мышление от материи (человеческого мозга, языка, практической деятельности общества), а если и признавал такую связь, то стремился представить мышление как нечто производное от некоторых духовных начал, стоящих над материей и сознанием отдельных людей (например, Гегель). Современная буржуазная философия в лице неопозитивизма стала на позиции отрицания мышления как чего-то реально существующего. Следуя бихевиоризму, сводя весь опыт человека лишь к непосредственно наблюдаемым фактам, неопозитивизм объявляет мышление, наряду с материей (в отличие от языка, который всегда выступает как чувственно воспринимаемый факт), фикцией. Неопозитивизм игнорирует тот факт, что язык есть средство выражения, форма существования мысли. В действительности же через анализ языка изучаются те свойства мозга которые характеризуются как мышление.

В утвердившемся в душе чувстве самого себе человек обретает первый корень своего Я. Поскольку этот корень непосредственно слит с его телом, индивид посредством этого чувства отделяет себя от окружающего мира. Он начинает находить самого себя в своей противоположности к внешнему миру. Соответственно, на смену непосредственной чувственной слитости человека с окружающим миром приходит отношение их противоположности, из которого рождается сознание.

Список использованной литературы:

1. Гегель, Г.В.Ф. «Философия духа». Г.В.Ф. Гегель. «Энциклопедия философских наук» Мысль, 1977 стр. 453

2. Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции 1-15, СПб., Алетейя СПб, 1999 г. Стр.231

3. Зигмунд Фрейд. Лекции по психоанализу. М., 1980 г.

4. Карл Густав Юнг. Психология бессознательного. М., 1987 г.

5. Карл Густав Юнг. Психоаналитические типы. М., 1967.

6. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Психология. М., 2002 г.

7. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983 г.


[1] Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983 г.

[2] Гегель, Г.В.Ф. «Философия духа». Г.В.Ф. Гегель. «Энциклопедия философских наук» Мысль, 1977 стр. 453

[3] Карл Густав Юнг. Психоаналитические типы. М., 1967

[4] Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции 1-15, СПб., Алетейя СПб, 1999 г. Стр.231

[5] Зигмунд Фрейд. Лекции по психоанализу. М., 1980 г.

[6] А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Психология. М., 2002 г.

[7] Карл Густав Юнг. Психология бессознательного. М., 1987 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: