Теоретический материал по теме «Грамматика»
Грамматика – раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования), словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис).
Грамматические понятия
Способы создания оценочных значений для различных частей речи.
Части речи: морфологические (род, число, падеж, разряды, время, лицо, вид, наклонение, склонение, спряжение, неизменяемость) и синтаксические признаки.
Строение и значение синтаксических единиц: словосочетания и предложения (члены предложения, виды предложений, осложняющие элементы, виды придаточных, способы передачи чужой речи).
Словообразование
Способы создания оценочных значений для различных частей речи | ||
Способ образования | Имеет значение в тексте (можно использовать в качестве аргумента) | Примеры |
Образование с помощью аффиксации существительных, имеющих уменьшительно-ласкательное значение | в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску | братец, ручка |
Образование существительных, имеющих оттенок негативной оценки, с помощью увеличительных суффиксов | в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения, разговорную окраску или выражают негативную оценку | домина, домище |
Образование слов с различной экспрессивной окраской с помощью аффиксации | шутливая окраска | бумаженция, старушенция |
собирательные существительные со значением пренебрежения | солдатня, пацаньё | |
отвлечённые существительные с отрицательным оценочным значением | суетня, кислятина | |
Образование слов с помощью суффиксов, указывающих на лицо | имеют разговорную окраску или выражают негативную оценку | воображала, кривляка, бородач |
Образование прилагательных с помощью суффиксов субъективной оценки | в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску | вертлявый, высоченный |
Образование экспрессивных форм числительных с помощью суффиксов | в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску, иногда придают речи фамильярную окраску или выражают сочувствие, иронию, пренебрежение | тысчонка, миллиончик |
Образование экспрессивных форм местоимений с помощью суффиксов | всяческий, таковский | |
Образование экспрессивных наречий с помощью аффиксации тех частей речи, с которыми они соотносятся | рядком, давненько | |
Образование наречий по типичным только для них словообразовательным моделям | впервой, опосля | |
Образование глаголов с оценочным значением от местоимений, существительных и прилагательных | якать, базарить, ловчить | |
Образование сниженных глаголов на -ничать | значение неодобрения, порицания | насмешничать |
Образование сниженных глаголов на -ить, -уть | разговорно-просторечная окраска | температурить, тормознуть |
Образование глаголов от нейтральных основ с помощью нейтральных аффиксов | сильная экспрессивная окраска | добегаться, подзаработать |
Образование междометий и частиц с помощью суффиксов | сильная экспрессивная окраска | баюшки, агушки |
|
|
|
|