Танго вдвоем

Судьба демократии и модернизации со всей очевидностью зависит от прочного союза государства и общества. Но как, спросите вы, государство, не пользующееся доверием общества, сможет наладить диалог с ним, умерить его порывы, тем более – порывы искренние и энергичные? Как, в свою очередь, ответственная часть общества, не сильно доверяющая государству, сможет установить прочный блок с государственниками-прогрессистами?

Более того, точно так же неясно, как ввести в разумные рамки требования самого общества. Оно упорно не желает сообразовывать свои требования с границами возможного. Дефицит реализма и практичности в общественной критике – неизбежный результат отторжения от участия в управлении – ощутимо обесценивает общественную критику государственных установлений. Но этот же дефицит дает «государственникам» индульгенцию на игнорирование общественной критики.

Складывается цепная реакция антидемократизма: недоверие к государству провоцирует аффектированную критику действий власти. Власть же получает дивную возможность указывать на отсутствие партнера по диалогу.

Но мостки диалога все же прокладываются. Реализация национальных проектов создала зачатки такого диалога. Как только верхи повернулись к насущным проблемам страны, им стало не до доктринерства. Понадобились знание реалий, поддержка бизнеса, региональных и местных элит.

Еще острее нужда в диалоге при исправлении унитаризма муниципальной реформы. Налицо объективные предпосылки союза верхов, опасающихся роста напряженности, и местного люда, настроенного на обустройство жизни. Уже видны ростки такого союза. Полномасштабный диалог призван взломать наслоения налоговых несправедливостей, «вертикали зажима», блокирующей местную инициативу.

И власти, и общественности следует отдавать себе отчет в цене вопроса. Провал муниципальной реформы – крест на перспективах демократизации и органичной модернизации. Выход – широкая общественная коалиция в поддержку муниципальной реформы. Предстоящее в сентябре пленарное заседание Общественной палаты – хороший шанс.

Самый широкий фронт диалога государства и общества – анализ правоприменительной практики. Сегодня всем, кто не витает в облаках, очевидна крайняя нужда в комплексном анализе последствий применения действующего законодательства, его практичности. Принцип Черномырдина «хотели как лучше, а получилось как всегда» – диагноз нашего законодательства. Ведь предупреждали же эксперты: развитие ипотеки без упреждающего роста строительства даст лишь скачок цен и снижение доступности жилья для среднего класса. В выигрыше, как всегда, банки, строители и, конечно же, коррупционеры.

Ясно, что антидоктринерская коррекция законодательства – ключевой элемент модернизационного поворота – невозможна без систематического диалога экспертного сообщества, неправительственных организаций, властей всех уровней. Для такого диалога – профессионального и вместе с тем свободного – нужна специальная площадка. В ее создании заинтересованы как государственные органы, отвечающие за действенность нашего законодательства, так и общественность, получающая прекрасный шанс на материализацию свой активности. Можно ждать сопротивления «защитников мундира», разрабатывавших и принимавших нежизненные законы. Организация подобного диалога – свидетельство готовности нашей власти и нашего общества к решению назревших проблем развития, к подлинной демократизации и органичной модернизации.

Систематический анализ практической применимости законов и действенности реализующих их институтов, исправление просчетов – реальный шанс серьезно укрепить доверие общества ко всей государственной системе. Это уже стало бы огромным достижением для страны, где отчуждение народа от власти – давняя и, к сожалению, еще прочная традиция.

Следующий шаг – генерализация этой работы. Нужен переход от «битья по хвостам», от исправления ранее допущенных законодательных просчетов к разработке практичных законов. Законов, базирующихся на широком понимании задач развития страны, на точном знании ситуации и нужд всех участников этого развития. Часть этой работы – мониторинг эффективности всей институциональной системы. Комплекс мероприятий подобного рода существенно изменил бы саму социальную природу нашей государственности, сделал бы ее адекватной демократической, великой и справедливой России.

Создание такой общегосударственной системы, по существу, и означает переход к модернизации снизу. Такая система, преодолевшая отчуждение от народа, реагирующая на его нужды, безусловно, самоценна, но особо велико ее влияние на динамику и эффективность модернизации. Соединение интеграции и лидерства государства, инициативы, предприимчивости и прагматичности бизнеса, гражданского общества в целом – необходимое условие эффективной и органичной модернизации.

***

«Дорожная карта» нашего пути, пути национально-демократической модернизации вместе с завалами и пропастями, препятствующими движению к цели, к Великой и Справедливой России – лишь призыв к широкому диалогу, без которого у нас просто нет шанса на успех.

Политический класс. 2006. № 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: