Судьба демократии и модернизации со всей очевидностью зависит от прочного союза государства и общества. Но как, спросите вы, государство, не пользующееся доверием общества, сможет наладить диалог с ним, умерить его порывы, тем более – порывы искренние и энергичные? Как, в свою очередь, ответственная часть общества, не сильно доверяющая государству, сможет установить прочный блок с государственниками-прогрессистами?
Более того, точно так же неясно, как ввести в разумные рамки требования самого общества. Оно упорно не желает сообразовывать свои требования с границами возможного. Дефицит реализма и практичности в общественной критике – неизбежный результат отторжения от участия в управлении – ощутимо обесценивает общественную критику государственных установлений. Но этот же дефицит дает «государственникам» индульгенцию на игнорирование общественной критики.
Складывается цепная реакция антидемократизма: недоверие к государству провоцирует аффектированную критику действий власти. Власть же получает дивную возможность указывать на отсутствие партнера по диалогу.
|
|
Но мостки диалога все же прокладываются. Реализация национальных проектов создала зачатки такого диалога. Как только верхи повернулись к насущным проблемам страны, им стало не до доктринерства. Понадобились знание реалий, поддержка бизнеса, региональных и местных элит.
Еще острее нужда в диалоге при исправлении унитаризма муниципальной реформы. Налицо объективные предпосылки союза верхов, опасающихся роста напряженности, и местного люда, настроенного на обустройство жизни. Уже видны ростки такого союза. Полномасштабный диалог призван взломать наслоения налоговых несправедливостей, «вертикали зажима», блокирующей местную инициативу.
И власти, и общественности следует отдавать себе отчет в цене вопроса. Провал муниципальной реформы – крест на перспективах демократизации и органичной модернизации. Выход – широкая общественная коалиция в поддержку муниципальной реформы. Предстоящее в сентябре пленарное заседание Общественной палаты – хороший шанс.
Самый широкий фронт диалога государства и общества – анализ правоприменительной практики. Сегодня всем, кто не витает в облаках, очевидна крайняя нужда в комплексном анализе последствий применения действующего законодательства, его практичности. Принцип Черномырдина «хотели как лучше, а получилось как всегда» – диагноз нашего законодательства. Ведь предупреждали же эксперты: развитие ипотеки без упреждающего роста строительства даст лишь скачок цен и снижение доступности жилья для среднего класса. В выигрыше, как всегда, банки, строители и, конечно же, коррупционеры.
|
|
Ясно, что антидоктринерская коррекция законодательства – ключевой элемент модернизационного поворота – невозможна без систематического диалога экспертного сообщества, неправительственных организаций, властей всех уровней. Для такого диалога – профессионального и вместе с тем свободного – нужна специальная площадка. В ее создании заинтересованы как государственные органы, отвечающие за действенность нашего законодательства, так и общественность, получающая прекрасный шанс на материализацию свой активности. Можно ждать сопротивления «защитников мундира», разрабатывавших и принимавших нежизненные законы. Организация подобного диалога – свидетельство готовности нашей власти и нашего общества к решению назревших проблем развития, к подлинной демократизации и органичной модернизации.
Систематический анализ практической применимости законов и действенности реализующих их институтов, исправление просчетов – реальный шанс серьезно укрепить доверие общества ко всей государственной системе. Это уже стало бы огромным достижением для страны, где отчуждение народа от власти – давняя и, к сожалению, еще прочная традиция.
Следующий шаг – генерализация этой работы. Нужен переход от «битья по хвостам», от исправления ранее допущенных законодательных просчетов к разработке практичных законов. Законов, базирующихся на широком понимании задач развития страны, на точном знании ситуации и нужд всех участников этого развития. Часть этой работы – мониторинг эффективности всей институциональной системы. Комплекс мероприятий подобного рода существенно изменил бы саму социальную природу нашей государственности, сделал бы ее адекватной демократической, великой и справедливой России.
Создание такой общегосударственной системы, по существу, и означает переход к модернизации снизу. Такая система, преодолевшая отчуждение от народа, реагирующая на его нужды, безусловно, самоценна, но особо велико ее влияние на динамику и эффективность модернизации. Соединение интеграции и лидерства государства, инициативы, предприимчивости и прагматичности бизнеса, гражданского общества в целом – необходимое условие эффективной и органичной модернизации.
***
«Дорожная карта» нашего пути, пути национально-демократической модернизации вместе с завалами и пропастями, препятствующими движению к цели, к Великой и Справедливой России – лишь призыв к широкому диалогу, без которого у нас просто нет шанса на успех.
Политический класс. 2006. № 6.