Слуховое восприятие

1-ый этап

«Ах, ты, котенька!»

Наклоняйтесь над лицом ребёнка и удаляйтесь от него, напевно произнося слова:

«Ах ты, котенька, ты мой серенький,

Хвостик беленький! Как тебя не любить!».

Пощекочите малыша за ушками, погладьте шейку, потормошите его за грудку, улыбнитесь ребёнку, нежно и ласково поговорите с ним, ещё раз рассказав ему пестушку. Во второй части игры измените свою позу и позу ребёнка – встаньте, поверните малыша лицом к себе. Одну свою руку подложите ему под шею и голову, другой придерживайте его ягодицы. Ребёнок будет в позе, которая называется «на весу». Покачивая малыша вперёд-назад, удаляя от него своё лицо и приближаясь к нему, улыбаясь ему, повторите ваши ласковые слова.

«Высокие и низкие звуки»

Положите малыша на животик себе на грудь так, чтобы ваши лица были напротив друг друга. Медленно проведите рукой от шеи ребёнка к его бёдрам, надавливая на мышцы по обе стороны позвоночника. Этот приём поможет малышу приподнять голову. Произнесите имя малыша высоким голосом. Теперь произнесите те же слова нежным. Но низким голосом. Несколько раз меняйте тон своего голоса. Играя в эту игру, ваш малыш начнет прислушиваться более длительно к высоким и низким звукам вашего голоса.

«Колокольчик»

Сядьте на пол, на коврик так, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Разместите ребёнка у себя на коленях в позе «на спине». Вам понадобится звонкий колокольчик. Потряхивая колокольчик, находящийся на расстоянии 60-70 см. над грудью ребёнка, привлеките внимание малыша. Поместите колокольчик в поле его зрения, перемещайте его вправо-влево, вверх-вниз, приближая и удаляя его от ребёнка. Вы можете помочь малышу, подложив свою ладонь под его шею и голову. Игра проводится 2-3раза подряд в течении 3-4дней. После этого целесообразно заменить колокольчик на другую звучащую игрушку-погремушку, металлофон, шуршащую бумагу и т.д.

«Бубенцы»

Здесь понадобятся бубенцы (или бубен, свирель, погремушки, деревянные ложки, неваляшка и др.) Позвените бубенцами справа или слева от ребёнка на расстоянии 60-70 см. так, чтобы малыш мог ещё и видеть игрушку. Дайте звуку затихнуть. Позвените за спиной. Посмотрите на ребёнка – прислушивается ли он к звучанию бубенцов, затормозив движения. Позвените ещё раз и после того, как малыш затихнет, а звук угаснет, покажите игрушку ребёнку. Добейтесь прослеживания за звенящими бубенцами. Через 3-4 дня игрушку можно сменить.

«Поиск взрослого»

Положите малыша на диван или на большую кровать, а сами прилягте рядом справа или слева, но так, чтобы он вас не видел.

Позовите малыша по имени нежно и ласково. Наблюдайте за ним внимательно. Если малыш только прислушивается к вашему голосу, а не пытается его найти, поверните его голову в свою сторону. А затем позовите его с другой стороны.

«Пока Вы заняты»

Когда у вас нет времени поиграть с малышом, напевайте ему знакомые песенки или даже стишки, используя самые простые мотивы:

«Ты скажи, барашек наш,

сколько шерсти ты нам дашь?»

«Шарманка»

Вам понадобится детская шарманка. Поиграйте на шарманке, привлекая внимание малыша к игрушке и ко звукам. Отклоняйте её то вправо, то влево от малыша. Если малыш не пытается искать игрушку, вновь покажите её ему.

«Ищем музыкальную шкатулку»

Сядьте на пол на коврик так, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Разместите ребёнка у себя на коленях в позе «на спине». Приготовьте музыкальную шкатулку или игрушку. Включите шкатулку с одной стороны от ребёнка, предоставляя ему возможность прислушиваться к мелодии. Внимательно наблюдайте за ним. Если малыш только затихает, услышав первые звуки музыки, а не пытается слегка повернуть голову в сторону игрушки, покажите ему шкатулку. Включите её еще раз, предоставив малышу возможность увидеть её и услышать мелодию. Отклоняйте музыкальную шкатулку вправо и влево от малыша, побуждая его поворачивать голову, прослеживая за игрушкой и прислушиваясь к её мелодии. Повторите игру, включив шкатулку с другой стороны от малыша.


2-ой этап

«Шуршащая бумага»

Вам понадобится различная бумага: фольга, обёpточная бумага, бумага для компрессов, писчая бумага. Пошуpшите бумагой с одной стороны от ребёнка. Внимательно наблюдайте за ним. Если малыш только прислушивается к звуку, а не пытается его найти, поверните его голову. Предоставьте ребёнку возможность увидеть эту бумагу и ещё раз услышать её шуpшание. Повторите игру 2-3 раза подряд, меняя бумагу.

«Деревянные ложки»

Приготовьте для игры деревянные ложки. Положите ребёнка на живот. Постукивайте ложками справа или слева от него. Если малыш не пытается повернуть голову, помогите ему. Поверните его голову на звук ложек, предоставьте ему возможность увидеть их.

«Мышка»

Малыш лежит перед вами на животе. Проведите пальцами по его ручкам, пощекочите его под подбородком, приговаривая:

«Мышка, мышка, что не спишь? Что соломою шуршишь?

– Я боюсь уснуть, сестрица, кот усатый мне приснится».

П усть ваши два пальчика погуляют по подстилке перед малышом вправо-влево поцарапают её, шурша, как мышка. Убедитесь, что малыш наблюдает за вашими пальчиками поворачивая голову вправо-влево и прислушивается к шороху и царапанию. А теперь пошуршите справа, проговорив:

«Мышка,мышка,что не спишь? Что соломою шуршишь?

А потом слева:

– Я боюсь уснуть, сестрица, кот усатый мне приснится».

Ваш малыш будет прислушиваться к вашему голосу, поворачивая голову за звуком вправо-влево, лёжа на животе.

«На зелёном на лужку»

Возьмите малыша так, чтобы одна ваша рука поддерживала грудь, а другая – ягодицы ребёнка. Поднимите его и разверните лицом к себе. Слегка подбрасывая и поворачивая малыша, напевайте ему песенку на мелодию «Во саду ли, в огороде»:

«На зеленом на лужку мотыльки летают

Из цветочка на цветок весело порхают…».

Ваш малыш научиться эмоционально реагировать на плясовые мелодии.

«Колыбельная»

Покачивая ребёнка наклоняйтесь к его лицу и удаляйтесь от него, напевайте колыбельную песенку:

«Баю-баю, баю-бай, ты, собачка, здесь не лай,

Белолапа, не скули, мою детку не буди».

Ваш малыш научится прислушиваться к спокойным колыбельным мелодиям. Напевая колыбельную мелодию, покачивайте или поглаживайте малыша:

«Спи, моя радость, усни. В доме погасли огни,

Птички уснули в саду, рыбки уснули в пруду,

Мышка за печкою спит, дверь не одна не скрипит.

Глазки скорее сомкни. Спи, моя радость, усни!».

«Застучали ножки»

На мелодию «Краковяк» пойте следующую песенку, выполняя «скользящие шаги» ножками малыша:

«Застучали ножки по ровненькой дорожке,

Застучали много раз – будет весело у нас».

Постукивая кулачком малыша о свою ладонь, пойте:

«Кулачком сильнее бей, только ручки не жалей.

Постучим мы кулачком, и покружимся волчком!».

При последних словах возьмите малыша на руки, поворачивая его к себе, то лицом, то спиной.

«Слушаем музыку»

Держите малыша на руках и танцуйте под ритмичную мелодию, а под медленную, спокойную мелодию, покачивайте его или поглаживайте, положив животиком на свое плечо. Вы научите малыша различать плясовые и спокойные мелодии.

«Что звучит?»

Держите малыша на руках и танцуйте под ритмичную, плясовую мелодию, напевая песенку:

«Шла коза по мостику и болтала хвостиком,

Зацепилась за перила – прямо в речку угодила!»

«Под платочком»

Положите малыша на диван или большую кровать, а сами лягте напротив него. Вам понадобится цветной платок или пелёнка. Закройтесь платочком, позвав малыша по имени, а затем покажитесь, сказав: «А вот и мамочка!». Вновь спрячьтесь, зовите малыша, говорите ему ласковые слова, побуждая его прислушиваться к вашему голосу, искать вас. Снимите с себя платок, повторив малышу всё, что вы ему только что говорили. Играйте в эту игру, и ваш малыш научится узнавать вас по голосу.

«Кто зовёт малышку?»

Играйте в эту игру втроём. Положите малыша на диван или большую кровать, а сами прилягте рядом, но так, чтобы он вас не видел. Пусть вначале мама позовёт малыша, нежно и ласково, нараспев произнеся его имя. Когда малыш повернёт голову, скажите: «Вот мамочка». Предоставьте ребёнку возможность порадоваться и ещё раз услышать, как вы ласково и нежно зовёте его. Затем пусть папа позовёт pебёнка, а когда малыш повернет голову к нему, он скажет: «Вот папочка». И вновь позовёт малыша.

«Весёлые потешки»

Читайте малышу стишок, меняя в соответствии со смыслом интонацию голоса. Учите малыша эмоционально реагировать на «строгую» и «ласковую» интонацию вашего голоса. Но ни в коем случае не пугайте ребёнка! Повторите игру 2-3 раза, пока ребёнок проявляет к ней интерес. На 4-5 день целесообразно поменять потешку. Используйте следующие стишки и прибаутки:

«Мыши водят хоровод, на лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот, разобьёт весь хоровод!»

«Мы зовём детку»

Играйте в эту игру втроём, положив малыша на диван или большую кровать. По очереди зовите малыша по имени, нараспев, ласково произнося его имя. Когда малыш повернёт голову в вашу сторону, спросите: «Где у нас детка? Вот детка (имя ребёнка)». Похлопайте его ладошкой по груди. Играя в эту игру, вы научите малыша эмоционально реагировать на своё имя.

«Вот наша детка»

В эту игру хорошо играть втроём. Возьмите малыша на руки. Пусть второй взрослый, прячась за вашей спиной, позовёт малыша словами: «Где наша детка?», появится из-за другого плеча взрослого: «Вот наша детка». И вновь спрячется. Так, прячась и появляясь, нараспев, с разными интонациями произнося имя малыша, вы научите его радоваться тому, что произносят его имя.


3-ий этап

«Похлопываем по бубну»

Похлопайте ладошкой по бубну, подставьте бубен под ручку малыша, ожидая, что и он похлопает по нему. Если малыш не попытается похлопать, обхватите его локоток рукой и легонько похлопайте его ручкой по бубну, в ритм напевая:

«Бубен, бубен, долгий нос, почём в городе овёс?

Две копейки с пятаком!».

Подвиньте бубен к другой ручке малыша, похлопайте по бубну, приглашая ребёнка повторить за вами эти действия:

«Ехал бубен с колпаком,

Овса бубен не купил, только лошадь уморил!».

Со временем, играя в эту игру, ваш малыш научится сам бить в бубен.

«Деревянные ложки»

Положите малыша так, чтобы ему и вам было удобно играть. А если малыш уже умеет сидеть, посадите его напротив себя. Вам будут нужны две деревянные ложки. Постучите ложками, привлекая внимание малыша. Отдайте ему одну ложку, побуждая его постукивать ею об пол:

«Ай, туки, туки, туки. Застучали ложки,

Застучали ложки, заиграли ложки:

Тук-ток, тук-ток, скоро деточке (имя ребёнка) годок!».

Научив малыша ложкой стучать об пол, внесите разнообразие в действие: пусть малыш стучит одной ложкой по бубну, по ведёрку, по барабану, стучит ложкой по вашей ложке, а потом учится стучать ложкой об ложку.

«Поиск музыкальной шкатулки»

Вам понадобится музыкальная шкатулка и прозрачный платок. Включите музыкальную шкатулку. Дайте малышу послушать песенку, которую она играет. Когда мелодия отзвучит, спрячьте шкатулку на глазах малыша, закрыв её платочком, и вновь включите мелодию. Побуждайте ребёнка, дотянуться или подползти до шкатулки и снять с неё платочек. Через 3-4 игры платочек можно заменить любой картонной коробкой, за которую вы будете прятать шкатулку. Ваш малыш, играя в эту игру, научится находить невидимый источник звука, устраняя препятствия и двигаться в пространстве.

«Музыкальная игрушка спряталась»

Покажите малышу музыкальную игрушку; включив её, дайте ребёнку послушать мелодию, которую исполняет эта игрушка. Вновь включив мелодию, спрячьте на глазах ребёнка эту игрушку под коробку, но так, чтоб часть игрушки была видна. Попросите малыша найти игрушку, спросив: «Где птичка поет? Найди!». В следующий раз спрячьте игрушку в коробку, наполовину прикрыв её крышкой. Когда малыш научится находить наполовину спрятанную музыкальную игрушку, только тогда побуждайте его искать полностью спрятанную на его глазах игрушку.

«Детки хлопать все умеют»

Посадите малыша на коврик. Напевайте песенки на самый незатейливый мотив, хлопая в ладоши и побуждая малыша повторять движения за вами:

«Детки хлопать, все умеют,

Своих ручек не жалеют.

Вот так, вот так, вот так,

Своих ручек не жалеют».

Возьмите малыша под мышки, поднимая и опуская его, напевайте:

«Детки топать все умеют,

Своих ножек не жалеют.

Вот так, вот так, вот так,

Своих ножек не жалеют».

«Ножками затопали»

Возьмите малыша под мышки. Приподнимая и опуская малыша на ножки, напевайте:

«Наши детки на полу ножками затопали.

Посмотрите, хороши наши детки-малыши!».

Для того чтобы малыш научился сгибать ножки в коленочках, приплясывая, приподнимайте и опускайте его на пружинящем диване или кровати.


4-ый этап

«Погремушка, погреми»

Посадите малыша на коврик. Приготовьте две погремушки. Пойте песенку о погремушке, сопровождая её движениями:

«Погремушка, погремушка, Поиграем, поиграем, погремушечка!»

Стучите погремушками друг о друга:

«Так, так, так, так и ещё вот так. Погреми, погреми, погремушечка!».

Погремушки прячут за спину:

«Нет, нет, нет, нет погремушечки!»

Отдайте малышу погремушки, напевая песенку, вместе с ним выполняйте все движения с погремушками. Каждый раз, играя в эту игру, вносите элементы новых движений: стучите одной игрушкой по ладошке, по коленочке, или одну погремушку оставьте у себя, а другую отдайте ребёнку и постукивайте ими.

«Маракасы»

Посадите малыша так, чтобы ему было удобно. Вам понадобятся маракасы.

Если их у вас нет, сделайте что-то подобное из двух пластиковых бутылочек.

Насыпьте в них соль или сахарный песок и плотно закрутите крышки.

Ритмично потрясите маракасы или ваши бутылочки, напевая небылицы- перевёртыши:

«Запрягу я кошку в дрожки, а котёнка в тарантас

И поеду по деревне всем ребятам напоказ».

Или:

«Сидит ёжик на берёзе – новая рубашечка,

На головке сапожок, на ноге фуражечка!».

Побуждайте малыша ритмично потряхивать маракасы или бутылочки с песком.

«Откуда доносится музыка?»

Играйте на полу или там, где достаточно места для движений малыша. Приготовьте музыкальную игрушку, коробку с крышкой, корзинку с крышкой. Включите игрушку и спрячьте её в коробку так, чтобы малыш не видел, куда вы её спрятали. Дайте вначале малышу прислушаться к звучанию игрушки, а потом попросите найти её. Прячьте игрушку попеременно, то в коробку, то в корзинку, побуждая малыша много двигаться в поисках звучащей игрушки.

«Пляска с платочком»

Поставьте малыша к спинке кроватки или к стулу. Вам понадобятся два цветных носовых платочка. Покажите малышу, как нужно держать платочек и слегка его потряхивать. Напевайте песенку, стоя напротив малыша:

«Мы платочком помашем и тихонько попляшем.

Ай-ли, ай-люли, ай-люли, ай-ли, ай-люли, ай-люли.

И тихонечко попляшем. Ай-ли, ай-люли, ай-люли».

«Пляшем сами»

Поставьте малыша к спинке кроватки. Включите плясовую мелодию. Пляшите перед малышом, сгибая ноги в коленях, хлопая в ладоши, поворачивая руки вправо-влево. Побуждайте и ребёнка выполнять плясовые движения под музыку. Эта игра доставит большое удовольствие вам и вашему малышу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: