Вопрос 1 два направления

ВОСПИТАНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Вопросы:

1. Сущность процесса воспитания и его место в целостном педагогическом процессе.

2. Закономерности и принципы воспитания.

Вопрос 1.

Воспитательный процесс является частью целостного педагогического процесса. Процесс воспитания менее изучен, хотя он имеет свои особенности и представляется в известном смысле более сложным, чем обучение.

Психологическая сущность процесса воспитаниясостоит в переводе ребёнка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил, во внутренний психический план личности, в её убеждения, установки, поведение.

Педагогическая сущность процесса воспитания состоит в трансляции культуры как способа содействия личностному росту, как создание условий для саморазвития, самореализации личности и самовоспитания через развитие способов деятельности (интеллектуальных, эмоциональных, волевых, духовных).

Воспитание – одна из основных категорий педагогики. Тем не менее общепринятого определения воспитания нет. Это объясняется, с одной стороны, многообразием научных концепций (на основе которых и анализируется педагогическое понятие), с другой – многозначностью самого понятия «воспитание». Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие и т.д. Каждое из этих значений справедливо, но не позволяет характеризовать воспитание в целом.

«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» («Закон об образовании в РФ»).

Определяя «объём»понятия «воспитание», многие исследователи (И.Ф. Исаев, В.В. Краевский, И.П. Подласый, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластёнин, В.И. Смирнов, С.А. Смирнов, И.Ф. Харламов, Е.Н. Шиянов и др.) выделяют:

· воспитание в широком социальном смысле рассматривается как общественное явление, воздействие на человека общества в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией;

· воспитание в широком педагогическом смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса;

· воспитание в узком педагогическом смысле рассматривается как воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определённых качеств, взглядов, убеждений;

· воспитание в ещё более узком значении рассматривается как решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определённого нравственного качества и т.д.).

Основные расхождения в определении воспитания возникают на уровне определения понятия в широком педагогическом смысле (т.е. как педагогическое явление).

Пидкасистый П.И., характеризуя воспитание как педагогическое явление, указывает на три его ключевых признака:

· целенаправленность (наличие какого-то образца, пускай самого общего, как социально-культурного ориентира);

· соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества (бандит, обучающий молодую поросль асоциальному образу жизни не воспитывает молодёжь, а формирует её);

· присутствие определённой системы организуемых влияний.

Во всех определениях понятия «воспитание» как педагогического явления чётко прослеживается два направления:

· традиционное;

· гуманистическое.

В основе первого из них лежит взгляд на ребёнка как на объект педагогического процесса. Этому направлению соответствуют определения «воспитания» через такие ключевые слова, как управление, влияние, воздействие. Например:

· «воспитание – процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, её отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, сполсобов поведения в обществе» (Ю.К. Бабанский);

· «воспитание – планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду» (А.В. Петровский).

Сторонники второго подхода исходят из приоритетности субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе и определяют «воспитание» через ключевое слово – взаимодействие. Например, Харламов И.Ф. даёт следующее определение: «процесс воспитания – сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями».

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности обучающихся, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении личности воспитанника.

Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать это значит организовать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и у других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Воспитание, являясь частью педагогического процесса, имеет ряд особенностей:

Во-первых, воспитание процесс целенаправленный. Основным ориентиром служит общественная направленность. Воспитание становится эффективным, когда педагог сознательно выдвигает цель воспитания или модель, к которой он стремится. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда цель воспитания известна и понятна воспитаннику, и он соглашается с ней, принимает её.

Во-вторых, процесс воспитания – процесс многофакторный. При его осуществлении учитель должен учитывать огромное количество объективных и субъективных факторов. Личность подвергается воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующей корректировки. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния учителя и объективных условий, тем успешнее идёт воспитание.

В-третьих, огромную роль в воспитании играет личность педагога: его педагогические умения, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры.

В-четвёртых, воспитательный процесс характеризуется отдалённостью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Воспитание не даёт мгновенного эффекта. Его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, результаты процесса обучения. Между началом педагогического воздействия и устойчивым проявлениям воспитанности порой может лежать длительный период.

В-пятых, особенностью воспитательного процесса выступает его непрерывность. Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса, - это процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Одно мероприятие, каким бы ярким ни было, не способно сильно повлиять на поведение ученика. Для этого необходима система регулярных педагогических воздействий. Если же процесс воспитания нерегулярен и идёт от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось.

В шестых, комплексный характер, означающий единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчинённое идее целостности формирования личности.

В седьмых, воспитание имеет двусторонний характер т.е. идёт в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Чем больше информации от воспитанника, тем эффективнее педагогическое воздействие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: