В отечественной психологии период дошкольного детства условно делится на три подпериода:
1. младший дошкольный возраст 3 – 4 лет
2. средний дошкольный возраст 4 – 5 лет
3. старший дошкольный возраст 6 – 7 лет
Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание, потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.
Ведущая деятельность: Игра - это особый вид деятельности, представляющий собой совокупность осмысленных действий, не имеющий продуктивного завершения. Ребенок получает удовлетворение от процесса игры. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п.
|
|
Поведение ребенка в этот период с тановится более произвольным, осознанным, целесообразным. Ребенок может сдерживать бурное проявление эмоций, появляются нормы поведения. Возрастает самостоятельность и социальная активность. Ребенок осознает свои желания и действия, которые регулируются его личными нормами (в соответствии с его пониманием передаваемых ему взрослыми моральных требований и правил поведения). Ребенок способен оценить себя, осознавая в той или иной степени соответствие собственных качеств и действий определенным ожиданиям или требованиям окружающих.
Развитие восприятия в дошкольном возрасте протекает в форме процесса развития и формирования перцептивных действий, от конкретных манипуляций с предметами до интериоризации (переноса практических действий во внутренний план на психическом уровне).
Память дошкольника преимущественно непроизвольная, преобладает механическое запоминание.
В этот период продолжается активное развитие речи. Развивается наглядно - образное мышление, у некоторых детей к 7 годам- словесно- логическое. Воображение в своем развитии переходит из непроизвольного в произвольное и начинает выполнять две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную.
Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов-мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка. Появляются новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием — мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усвоением в это время моральных норм, и некоторые другие. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое повеление этим нормам, у него появляются этические переживания.
|
|
Самооценка появляется во второй половине периода на основе эмоциональной самооценки себя («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Оценивая практические умения, 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержит какое-то обоснование. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.
В развитии Я-концепции дошкольника первичное осознание себя ребенком становится сложной и относительно устойчивой системой его самовосприятия: ребенок осознает особенности своего тела, свои физические возможности, идентифицирует себя с определенным полом, воспринимает себя членом социальной группы.
Развитыми личностными новообразованиями ребенка в дошкольный период являются ранние проявления у него эмпатии и самоконтроля, которые в свою очередь во многом определяют морально-нравственную ориентацию и поведение ребенка на данном этапе его возрастного развития.
Упражнения для работы канис-терапевта:
1. Надевание ошейника и поводка на собаку (развитие предметно-манипуляционной деятельности).
2. Ребенок гладит собаку, хвалит, выбирает игрушки на ощупь – гладкие, с выступами, различные по величине и форме (развитие сенсорных функций)
Проверяем, запомнил ли ребенок кличку собаки, называем предметы с описанием формы, размера, цвета и просим ребенка ответить, так ли это, просим показать или взять игрушку на выбор и повторить ее название, цвет, форму.
3. Выстраиваем логические цепочки (команда собаке, выполнение, поощрение), чтобы поощрить собаку, выбираем корм из контейнера определенной формы и с крышкой определенного цвета; выстраиваем занятие в форме игры (или сказки), например, путешествие с определением конечной цели и промежуточных заданий. Повторяем задание каждого этапа с вопросами и ответами пациента (развитие речевого и предметно-действенного общения).
4. Движение имеют определенный смысл, например, нужно пройти по мостику, перейти горку, обозначить форму поверхности мостика, потрогать верх пластиковой банкетки, определить, кружки там или полосочки, поднять с помощью собаки банкетку, чтобы найти «ключ» к следующему заданию (развитие ощущений, артикуляционных поз и движений).
5. Ребенок расчесывает собаку (с подсказками – хвост, ушки, голову, спинку); кормит или поит собаку из мисочки, держа ее на весу (цель - не опустить мисочку на пол); перетягивание игрушки.
6. Игры с собакой.
7. Отдых с собакой.