информированность о возможностях самореализации в сис-
теме социальных отношений;
наличие мотивации на активное участие в этих отношениях;
реализация поставленных целей.
Адекватность реализации социальных ролей
знание содержания своей роли;
стремление соответствовать нормам ролевого поведения;
адекватное стремление к самореализации в данной роли.
Способность к рефлексии
понимание ситуации выбора и обоснованности своей пози-
ции;
стремление самостоятельно принять решение;
активность при отстаивании своей позиции.
Для характеристики процесса формирования готовности моло-
дежи к социальному самоопределению можно выделить условно
четыре уровня такой готовности. Отнесение к тому или иному
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
100
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность
специалиста по работе с молодежью
уровню готовности к социальному самоопределению осущест-
влялось по достижении этого уровня развития.
Первый уровень характеризуется отрицательной мотивацией,
стремлением избежать совершения выбора. Как правило, это со-
провождается отсутствием четких представлений о своих возмож-
ностях и, как следствие, неумением спрогнозировать развитие
событий. Процесс совершения выбора характеризуется слабой
аргументацией принятого решения или изменением принятого
решения за короткий промежуток времени при постоянстве объ-
ективных и субъективных условий.
Второй уровень — слабая мотивация на совершение выбора
сопровождается нечеткими обоснованиями принятого решения,
при которых возможно постороннее влияние на выбор альтерна-
тивы. Собственные интересы не всегда объективно соотносятся
с условиями ситуации и собственными возможностями. Ситуа-
тивное совершение социального выбора сопровождается слабым
стремлением к его реализации и отказом от принятого решения
при появлении трудностей в его достижении.
Третий уровень — наличие положительного настроя на соверше-
ние выбора. Однако принятое решение не всегда совпадает с ин-
дивидуальными возможностями субъекта. Присутствует активное
стремление реализовать совершенный выбор, сопровождающееся
стремлением к саморазвитию при отсутствии необходимых уме-
ний и навыков для достижения цели.
Четвертый уровень проявляется в положительной мотивации
к совершению выбора, отсутствии страха при наличии альтер-
натив. Решение принимается на основе осознания объектив-
ных и субъективных условий ситуации. Принятое решение
может быть обосновано и активно реализуется в соответствии
с планами.
Говоря о формировании положительного мотива к совер-
шению социального выбора, нужно подчеркнуть, что часто
влияние на формирование этого мотива оказывают педагоги,
организаторы работы с молодежью, а также авторитетные моло-
дые люди. Субъектная позиция молодого человека необходима
в этом процессе, так как характеристикой самоопределившейся
личности является осознание человеком своих потребностей,
целей и возможностей.
Осуществление педагогического влияния организатора работы
с молодежью на формирование готовности подростка к социаль-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
4. Формирование у молодежи готовности к социальному
самоопределению
101
ному самоопределению через воздействие на мотивационную
сферу его личности происходит с помощью реализации ряда
этапов:
организация эмоционального принятия организатора моло-
дыми людьми;
стимулирование осмысления ситуации социального выбо-
ра;
ознакомление с возможными альтернативами в ситуации
социального выбора;
помощь в совершении адекватного выбора;
стимулирование рефлексии.
Выделенные этапы характеризуют деятельность организатора
работы с молодежью в процессе формирования готовности к со-
циальному самоопределению. Субъект-субъектные отношения
предполагают двустороннюю активность. Параллельно с рабо-
той организатора происходит деятельность молодого человека,
который реагирует на воздействия организатора.
На этапе организации эмоционального принятия организатора
работы с молодежью у молодых людей формируется определенное
отношение к нему, стимулирующее или тормозящее дальнейшую
совместную деятельность.
Стимулируя осознание ситуации социального выбора, органи-
затор работы с молодежью стремится к тому, чтобы у молодого
человека появилось осознание цели социального выбора.
Проводя ознакомление с возможными альтернативами социаль-
ного выбора, организатор дает определенный объем информации
о социальной ситуации, в которой находится или в которую «пог-
ружается» молодой человек. На данном этапе важно появление
у него осознанного восприятия получаемой информации с учетом
индивидуальных возможностей, потребностей, норм и ценностей,
т.е. анализ альтернатив социального выбора.
Следствием осмысления вариантов социального выбора
являются совершение и реализация социального выбора мо-
лодым человеком. На данном этапе возможно возникновение
потребности в помощи со стороны организатора при принятии
решения.
Завершением цикла социального выбора является стиму-
лирование рефлексии со стороны организатора, целью которой
является осознание причин и последствий социального выбора,
совершенного молодым человеком.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
102
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность
специалиста по работе с молодежью
Завершив алгоритм выполнения социального выбора, че-
ловек вновь возвращается к осмыслению цели нового выбора,
только уже на более высоком уровне: с большим количеством
альтернатив, более осознанно. Новый виток обеспечивается теми
знаниями и умениями, которые были сформированы на первых
этапах.
В качестве одного из условий эффективности педагогического
влияния на процесс формирования готовности к социально-
му самоопределению выступает включение молодых людей
в ситуации социального выбора. Реализация данного условия
была основана на нашей концепции социальных проб, в со-
ответствии с которой для социального становления большое
значение имеет социальная практика, т.е. реальное включение
молодого человека в различные сферы социальных отношений.
От включения личности в социальную деятельность зависит как
социально-психологический комфорт личности, так и в конеч-
ном итоге комфорт и благополучие всего общества. Включение
в социальную деятельность является процессом, в ходе которого
происходит:
индивидуальная проблематизация личности по отношению
к выбору вида деятельности;
индивидуальное самоопределение личности по возможным
видам деятельности и личностно приемлемым вариантам
участия в ней;
включение в социальную деятельность под руководством
организатора на основе осознания молодыми людьми цели
деятельности и сопоставления личностных целей; приобрете-
ния опыта деятельности; эмоциональной привлекательности
деятельности;
рефлексия процесса деятельности и собственного участия
в ней с последующей коррекцией процесса в выбранном
направлении;
достижение состояния собственно включенности личности
в социальную деятельность.
В основе включения юношей и девушек в социальную дея-
тельность лежат так называемые социальные пробы. Социальная
проба — это совокупность последовательных действий, связан-
ных с выполнением специально организованной социальной
деятельности в экономической, политической и духовной сферах
на основе выбора способа поведения в этой деятельности. Это
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
4. Формирование у молодежи готовности к социальному
самоопределению
103
проявляется средством соотнесения самопознания и анализа
своих возможностей в спектре реализуемых социальных функций
и предполагает самооценку своих возможностей на основе после-
довательного выбора способа социального поведения в процессе
освоения различных социальных ролей.
Социальные пробы охватывают все сферы индивидуальности
человека и большинство его социальных связей. В процессе раз-
вития этих сфер у молодых людей формируются определенная
социальная позиция и социальная ответственность, которые
и являются основой для их дальнейшего вхождения в социаль-
ную среду.
Для реализации данного этапа на основе изложенной теории
нами была разработана система ситуаций социального выбора,
включение в которые способствовало снятию страха перед на-
личием альтернативы.
Погружение молодых людей в ситуацию социального выбора
начинается стимулированием осмысления ситуации социального
выбора.
Целью данного этапа является осознание социального выбора,
что реализуется через решение следующих задач:
понимание объективных условий ситуации;
выявление наличия альтернативы;
осмысление цели социального выбора в той или иной ситу-
ации.
На данном этапе происходит первое знакомство с условиями
ситуации и от того, как она будет воспринята, зависят постановка
и осознание цели социального выбора.
После знакомства с условиями ситуации социального выбора
происходит ознакомление с возможными альтернативами в ситуа-
ции. Цель этапа — определение содержания возможных вариантов
решения ситуации социального выбора.
Реализации цели способствует постановка ряда задач:
определение вариантов решения ситуации;
осознание содержания возможных вариантов;
соотнесение вариантов с объективными условиями ситуа-
ции.
Благодаря осознанию имеющейся совокупности альтернатив
у подростка непроизвольно происходит их переработка и сопос-
тавление с имеющейся системой ценностных ориентаций и норм,
что стимулирует выбор одного из вариантов решения.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
104
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность
специалиста по работе с молодежью
При этом возможна помощь в совершении адекватного выбора
со стороны организатора работы с молодежью.
Цель этапа — обеспечить совершение социального вы-
бора молодым человеком. Этому способствует реализация
задач:
осознание собственных ценностей относительно предлага-
емой ситуации;
соотнесение подростком вариантов;
определение варианта, максимально соответствующего
субъективным и объективным особенностям ситуации со-
циального выбора;
реальные действия по совершению выбора одной из имею-
щихся альтернатив.
При решении перечисленных задач могут возникнуть
трудности, в преодолении которых должен проявить себя
организатор. Эти трудности могут быть связаны с осознанием
личностных особенностей и соотнесением с ними вариантов
выбора. Препятствием может стать страх перед наличием
альтернатив и необходимостью совершить осознанное реше-
ние, которое предполагает ответственность за отказ от других
альтернатив и за его реализацию. Организатору необходимо
ненавязчиво помочь молодому человеку в решении возник-
ших трудностей и способствовать совершению правильного
выбора.
Заключительным этапом в цикле работы организатора по
формированию готовности молодых людей к социальному вы-
бору является стимулирование рефлексии. Целью этапа является
осознание причин и последствий принятого решения. При этом
решаются следующие задач:
стимулирование подростка к мысленному обдумыванию всех
проведенных операций и действий;
анализ этапов и высказываний с целью выявления резуль-
тативности;
выявления причин успехов и неудач в проведенной ра-
боте.
Таким образом, реализация такой важной функции, как фор-
мирование у молодых людей готовности к социальному само-
определению, может быть реализована при соответствующих
условиях в профессиональной деятельности организатора работы
с молодежью.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
5. Социально педагогическое сопровождение событий
в жизни молодежи
5. Социально педагогическое
сопровождение событий
в жизни молодежи
105
1. В чем смысл социально-педагогического сопровождения
событий?
2. Как можно классифицировать события в жизни молодых
людей?
3. Каковы функции социально-педагогического сопровож-
дения?
4. Каков алгоритм действий субъекта социально-педагогичес-
кого сопровождения?
Один молодой человек спросил своего учителя о секрете успешной
жизни.
— Делай счастливым одного человека в день, — последовал ответ.
Минуту спустя учитель добавил:
— Особенно, если этот человек — ты сам.
Человеческая жизнь представляет собой череду событий. Если мы
говорим о социально-педагогическом сопровождении событий
как процессе, то мы должны, рассматривая его диалектически,
выделить источник его развития, движущую силу и основные
этапы.
Как уже говорилось, целью социально-педагогической де-
ятельности является формирование социальности молодежи,
источником — противоречие между актуальным уровнем со-
циального опыта и недостаточностью его для решения моло-
дым человеком социальной проблемы. Такой недостаток как
раз и может быть компенсирован в процессе взаимодействия
юноши или девушки с субъектом социально-педагогического
сопровождения. Это взаимодействие и является движущей силой
данного процесса.
Целесообразно выделить три компонента социально-педагоги-
ческого сопровождения событий: пропедевтический, актуальный,
рефлексивный.
Пропедевтический компонент предполагает подготовку мо-
лодых людей к преодолению возможных трудностей в решении
возникающих социальных проблем в предстоящих событиях.
Актуальный компонент предполагает конкретную деятельность
педагога в период возникновения реальной ситуации, требующей
помощи и поддержки профессионалов (педагогов, психологов,
организаторов работы с молодежью).
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
106
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность
специалиста по работе с молодежью
Рефлексивный компонент, или компонент последействия,
предполагает осмысление происходящего и проектирование
определенных действий в будущем.
Процесс социально-педагогического сопровождения цикличен
и включает в себя следующие этапы.
Первым является этап проблематизации, на котором орга-
низаторы обнаруживают и актуализируют вместе с молодым
человеком предмет социально-педагогического сопровождения,
каковым является проблема, трудность, обида молодого человека.
Выявляются его суть, причины возникновения, обнаруживаются
противоречия, формулируется проблема.
На втором, поисково-вариативном этапе осуществляется поиск
вариантов решения проблемы и определяется степень участия
организатора работы с молодежью в данном процессе, а также
средства его сопровождения.
На третьем, практическо-действенном этапе совместно с моло-
дыми людьми совершаются реальные или виртуальные (в случае
имитации ситуации) действия, которые приводят молодого че-
ловека к решению проблемы.
На четвертом, аналитическом этапе участники процесса
сопровождения анализируют происходящее, прогнозируют
возможность появления новых трудностей и путей их преодо-
ления.
Прежде всего мы должны подчеркнуть важность социально-
педагогического сопровождения молодых людей в период осоз-
наваемых ими происходящих событий.
Событие для юногогики может считаться ключевым поня тием,
главным элементом человеческой жизни. Со-бытие — бытие со
мной — есть то, что развивается и развивает; результат развития
есть та или иная форма субъектности. Событие — это то обстоя-
тельство или совокупность обстоятельств, которое или которые
вызывают эмоциональное отношение к происходящему. Событие
становится фактом истории, а по отношению к конкретному
человеку — фактом его биографии.
При этом человек чаще всего сразу не может дать адекватную
оценку происходящему. Его жизнь можно представить как слож-
ную линию, у которой две крайние точки: рождение и смерть.
А между ними происходит множество других событий различной
эмоциональной окраски, они оставляют след в его памяти или
проходят бесследно.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
5. Социально педагогическое сопровождение событий
в жизни молодежи
107
Молодой человек, например, с радостью вспоминает день
рождения, день знакомства с любимым человеком, время
приобретения для него важной вещи. Запоминаются и обиды,
несправедливые наказания, болезни, смерть близких и другие
события, вызвавшие негативные эмоции. Как правило, только
значимое событие может оказывать существенное влияние на
развитие человека.
Все события, которые происходят с молодыми людьми или
вокруг них, можно классифицировать по разным основаниям.
Первое основание для классификации – участники события
и место события. По данной классификации к первой группе
можно отнести события вне сферы непосредственных контактов
молодых людей с окружающей социальной средой. К этой группе
относятся события, происходящие в мире, стране, регионе, горо-
де, участником которых ребенок или его близкие не являются. Эти
события могут вызывать или не вызывать переживания человека.
Такие переживания зависят от многих субъективных и объектив-
ных факторов. Можно приблизить данные события, стимулируя
активность молодежи в их оценке, представлении.