Виды запоминания

I. По степени активности протекания выделяют непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное) запоминание.

Непроизвольное запоминание - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило след в коре головного мозга. Мы многое запоминаем каждый день, хотя и не прикладываем к этому каких-либо усилий.

Лучше запоминается то, что связано с деятельностью человека, его целями и потребностями, поэтому даже непроизвольное запоминание имеет избирательный характер и определяется нашим отношением к окружающему.

Произвольное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить некоторую информацию и использует специальные приемы для запоминания.

Таким образом, для того, чтобы запомнить материал, важно не только его прочитать или прослушать и понять, но и поставить себе цель.

Для эффективного запоминания важно не только поставить общую задачу на запоминание, но и уточнить специальную задачу: запомнить только суть воспринимаемого материала, запомнить только главные мысли и основные факты или запомнить дословно.

Для произвольного запоминания используют специальные мнемические действия, которые составляют суть заучивания - многократного повторения материала до полного его запоминания.

Таким образом, произвольное запоминание - это особая умственная деятельность.

II. По степени осмысления материала выделяют два вида запоминания: осмысленное (логическое) и неосмысленное (механическое).

Механическое запоминание - это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Например, заучивание исторических дат, таблицы умножения и т. д. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности, то есть одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней по времени. Для установления такой связи необходимо многократное повторение материала.

Осмысленное (логическое) запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Осмысленное запоминание всегда связано с процессами мышления.

Осмысленное запоминание эффективнее механического: при механическом запоминании через 1 час в памяти остается 40 % материала, еще через 1 час - всего 20 %; в случае осмысленного запоминания 40 % материала остается в памяти даже через 30 дней.

Эти два вида запоминания тесно связаны: с одной стороны, заучивая даже бессмысленный материал, мы пытаемся установить логические связи его элементов друг с другом или с прошлым опытом (форточка). С другой стороны, даже осмысленный материал (стихотворение) для точного запоминания требует механического заучивания.

Приемы осмысленного запоминания:

1. Выделение главных мыслей и группировка их в виде плана.

2. Выделение смысловых опорных пунктов, при этом каждая смысловая часть заменяется каким-либо словом или понятием, отражающим главную идею запоминаемого материала, затем составляется план. Каждый пункт плана - обобщенный заголовок определенной части текста. Установлено, что учащиеся, которые составляют план при запоминании, лучше усваивают материал, чем те ученики, которые при заучивании планов не составляют.

3. Сравнение - нахождение сходства и различия между предметами, явлениями и событиями. Вариант - сопоставление изучаемого материала с уже усвоенным.

4. Конкретизация материала - пояснение общих положений и правил примерами, решение задач, проведение лабораторных работ.

5. Повторение - это сознательно контролируемый или неконтролируемый процесс циркуляции информации. Повторение - это универсальный способ запоминания.

Наиболее часто используемым видом повторения для овладения знаниями, умениями и навыками является процесс заучивания. Для того, чтобы сделать заучивание эффективным, необходимо учитывать ряд закономерностей:

1. Заучивание имеет неравномерный характер. Учитывая этот факт, нужно повторять материал через некоторое время. Повторное заучивание, как правило, улучшает результат запоминания.

2. Запоминание в процессе заучивания имеет скачкообразный характер (идет своеобразное «накопление» следов от воспринятого материала). Поэтому заучивание должно быть распределено во времени с постепенным увеличением временных интервалов: например, через 5 мин, через 30 мин, через 2 часа, через несколько часов.

3. Если материал в целом достаточно легкий, то хороших результатов запоминания можно добиться при небольшом количестве повторений.

В экспериментальных исследованиях В. Д. Шадрикова и Л. В. Черемошкиной выделено 13 мнемических приемов запоминания, предполагающих мыслительную обработку запоминаемого материала. Перечислим их: 1) группировка; 2) выделение опорных пунктов; 3) план; 4) классификация; 5) структурирование; 6) схематизация; 7) аналогия; 8) мнемотехнические приемы; 9) перекодирование; 10) достраивание; 11) серийная организация материала; 12) ассоциации; 13) повторение.

2. Сохранение

Информацию, которую человек получает из внешнего мира, он не только запоминает, но и сохраняет.

Определение. Сохранение - это процесс удержания запомненного материала в памяти.

В зависимости от характера использования материала в памяти выделяют два вида сохранения: динамическое и статическое.

Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, при этом сохраняемый материал изменяется мало.

Статическое сохранение проявляется в долговременной памяти, при этом сохраняемая информация подвергается значительной переработке и реконструкции. Реконструкция информации, сохраняемой в долговременной памяти, происходит, главным образом, за счет новой информации, поступающей из внешнего мира, а также под влиянием прошлого опыта человека. Реконструкция сохраняемой в памяти информации проявляется в следующих феноменах:

– исчезновение некоторых несущественных деталей;

– замена одних элементов информации другими;

– изменение последовательности изложения материала;

– увеличение степени его обобщенности (конкретные детали уходят, остаются общие представления).

От качества запоминания будет зависеть и прочность сохранения материала.

Наличие интереса к запоминаемому материалу также обеспечивает более длительное его сохранение.

3. Воспроизведение

Извлечение материала из памяти происходит с помощью воспроизведения.

Определение. Воспроизведение - это процесс актуализации (воссоздания) сохраненного ранее материала.

Процесс актуализации информации может протекать с различной степенью трудности или легкости.

В зависимости от степени трудности выделяют следующие виды воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение, припоминание, воспоминание.

1. Узнавание - это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия.

Узнавание имеет важное значение в жизни человека: без него мы всякий раз воспринимали бы знакомые предметы как совершенно новые. Узнавание связывает наш опыт с восприятием окружающих объектов и тем самым обеспечивает правильную ориентировку в окружающей действительности.

По степени определенности, четкости и полноты узнавание бывает разным. Если узнавание полное, ясное, определенное, то человек без всяких усилий и незаметно для себя в процессе восприятия узнает ранее воспринимавшийся предмет. В этом случае имеет место непроизвольное узнавание.

Узнавание может быть неполным и неопределенным, например, увидев человека, мы испытываем «чувство знакомости», но не можем вспомнить, кто он и в какой ситуации мы с ним сталкивались. Для того, чтобы уточнить узнавание, мы вынуждены прикладывать определенные усилия, припоминая обстоятельства восприятия данного объекта или человека. Узнавание становится произвольным.

2. Собственно воспроизведение, в отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится.

Воспроизведение, как и запоминание, может быть непроизвольным и произвольным. В случае непроизвольного воспроизведения те или иные представления всплывают независимо от воли человека как бы сами по себе. Например, попадая в знакомое нам помещение, мы непроизвольно вспоминаем людей и события, которые здесь происходили. При произвольном воспроизведении человек ставит осознанную цель вспомнить что-либо из своего прошлого опыта. Например, когда возникает необходимость вспомнить хорошо выученное стихотворение.

3. Припоминание. Иногда приходится прикладывать значительные усилия для воспроизведения хранящейся в памяти информации, в этом случае говорят о припоминании.

Припоминание - достаточно сложная умственная деятельность, направленная на решение репродуктивной задачи. Умению припоминать нужно учиться. Для повышения эффективности припоминания используют специальные приемы припоминания:

– составление плана припоминаемого материала;

– активное вызывание в памяти образов соответствующих объектов;

– намеренный подбор ассоциаций, которые могут помочь вспомнить нужную информацию.

Исследования показывают, что хорошо осознанная и точно сформулированная репродуктивная задача (задача на воспроизведение) во многом облегчает припоминание. Большое значение для успешности припоминания имеет уверенность в своих силах и заинтересованность в результате.

4. Воспоминание - воспроизведение образов прошлого, локализованных во времени и пространстве. Воспоминание - это историческая память личности. Вспоминая, человек не только воспроизводит объекты и события прошлого, но и относит их к определенным месту и времени, вспоминает, где при каких обстоятельствах происходили эти события, их временную последовательность. Воспоминания, так или иначе, касаются личной жизни человека, поэтому они всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями.

4. Забывание

Определение. Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию.

Процесс забывания может быть более или менее глубоким. Невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он полностью потерян. Чаще всего забываются конкретные и малозначимые детали, в то время как существенная и обобщенная информация прочно включается в различные знания и формы поведения человека и воспроизводится в них в интегрированном виде. В науке известны факты воспроизведения давно забытой информации, например, один человек в болезненном состоянии начал говорить на немецком языке, который когда-то изучал, а потом забыл.

Включение в деятельность - надежное средство связи материала с потребностями человека и, следовательно, борьбы с забыванием. То, что включено в деятельность, становится значимым для личности, не забывается.

Забывание - полезный, целесообразный для организма процесс. Если бы мы помнили все, что воспринимаем, то наш мозг очень быстро был бы перегружен информацией и не смог бы нормально работать.

В зависимости от легкости воспроизведения и степени забывания выделяют три уровня памяти:

1 уровень - воспроизводящая память (безошибочное воспроизведение материала без внешней опоры);

2 уровень - опознающая память (человек не может вспомнить заученное, но легко узнает материал зрительно или на слух);

3 уровень - облегчающая память (человек не может ни вспомнить самостоятельно, ни узнать информацию, но при повторном заучивании ему требуется меньше времени для полного воспроизведения, чем в первый раз).

Забывание во времени протекает неравномерно: больше всего информации теряется сразу же после восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.

Для того, чтобы замедлить процесс забывания, нужно регулярно повторять материал. При организации периодического повторения информация сохраняется в большем объеме и достаточно долго.

При исследовании процесса забывания выявлены также факты ошибочного припоминания и ошибочного узнавания. Сохраняясь в памяти человека, информация претерпевает существенные изменения, в результате чего он вспоминает совсем не то, что было в действительности и что реально воспринималось им.

Скорость забывания зависит от следующих особенностей материала:

- малопонятный материал забывается быстрее;

- неинтересный материал также быстро забывается;

- быстро забывается информация, не связанная с практическими потребностями человека и его профессиональной деятельностью;

- чем больше объем материала и чем труднее он для восприятия, тем быстрее он забывается.

Также забывание может возникнуть и по другим причинам:

1. Установлено также отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием. Это явление получило название - ретроактивное торможение. Ретроактивное торможение выражено заметнее в том случае, когда последующая деятельность схожа с предыдущей, а также когда последующая деятельность труднее предыдущей.

2. На скорость забывания оказывает существенное влияние возраст человека. С возрастом запоминание материала значительно затрудняется, а забывание ускоряется.

3. На скорость забывания оказывают влияние некоторые заболевания нервной системы, а также сильные психические и физические травмы (стрессы, ушибы головного мозга). В этих случаях наблюдается явление ретроградной амнезии. Суть его заключается в том, что человек забывает те события, которые предшествовали травме. В зависимости от тяжести травмы забытое может восстановиться в памяти или быть утраченным совсем.

4. На забывание оказывает влияние умственное и физическое переутомление.

5. Причиной забывания могут быть сильные внешние раздражители, затрудняющие процесс воспроизведения.

Темы рефератов

1. Индивидуальные особенности памяти.

2. Связь памяти и эмоций.

3. Язык и память.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Закономерности памяти и их исследование.

2. Факторы, влияющие на развитие памяти.

3. Приемы и средства улучшения памяти.

4. Взаимодействие различных видов памяти человека.

5. Мнемические способности человека.

6. Развитие памяти в онтогенезе.

7. Патология памяти.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение основным процессам памяти.

2. Перечислите виды запоминания в зависимости от способа образования связей между элементами.

3. Какие виды воспроизведения существуют?

4. Какие феномены искажения сохраняемого материала в памяти вы знаете?

5. Какую роль играет процесс забывания в психической жизни человека?

Основная литература

1. Гамезо, М. В., Домашенко, И. А. Атлас по психологии. - М., 2003.

2. Маклаков, А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2004.

Дополнительная литература

1. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., 1980.

2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. - М.: ЧеРо, 1997.

3. Зинц, Р. Обучение и память. - Минск, 1984.

4. Клацки, Р. Память человека: структуры и процессы. - М., 1978.

5. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. - М., 1998. - Кн. 1.

6. Норман, Д. А. Память и научение. - М., 1985.

7. Общая психология: курс лекций / сост. Е. И. Рогов. - М.: Владос, 1995.

8. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1979.

Тема 6. Мышление

1. Понятие, основные признаки мышления.

2. Виды мышления.

3. Основные формы мышления.

4. Мыслительные операции.

5. Функции мышления.

6. Физиологические основы мышления.

1. Понятие, основные признаки мышления

Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия, но не заканчивается этими процессами. От ощущений и восприятия оно переходит к мышлению.

Определение. Мышление - высший познавательный психический процесс, выражающийся в активном, целенаправленном, обобщенном и опосредованном отражении действительности, а также в порождении нового знания на основе творческого преобразования чувственного опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: