1.Общество как подсистема объективной реальности.
2. Проблема построения теоретической модели общества.
3. Социальное познание и его специфика.
4. Понятие общественного производства.
5. Основа социального бытия общества.
6. Политическая система общества, ее структура.
№1.
Общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Оно выступает как высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций, институтов, групп. Общество является частью природы. Оно возникло в результате сложного процесса становления человека, выделения его из природы и может рассматриваться как подсистема объективной реальности, обладающей определенной спецификой.
Эта специфика состоит в том, что общество, в отличие от других природных объектов, существует в результате постоянного осуществляемого процесса производства. Для этого производства необходимы физиологические и биологические предпосылки. Однако не они определяют сущность материального производства. Промышленные комплексы, служащие главным инструментом воздействия человека на природные объекты, созданы человеком, а не природой. В процессе материального производства человек выступает преобразователем природы.
Животные так же изменяют природу, но изменяют ее в силу своего присутствия. Так, обезьяны с помощью тонких листьев выуживают из гнезд термитов, с помощью пережеванных листьев изготавливают нечто подобное губки для добычи воды. Однако животные не только не совершенствуют от поколения к поколению орудия труда, что характеризует человека, но и не меняют своего животного образа жизни, приспособительного по отношению к природе.
Для человека та или иная форма постоянного контакта с природой является вместе с тем и определенным образом жизни. Изменяя орудия труда, с помощью которых человек воздействует на природу, он изменяет свой образ жизни. Кроме того, в орудиях труда и продуктах своей деятельности он «материализует», фиксирует свою психологию, свое мировоззрение.
Для общества, как специфической подсистемы объективной реальности, характерно наличие рациональных, духовных элементов в виде философских, религиозных, эстетических, экологических идей, соответствующих им отношений, и институтов (учреждений).
Сущность общества как целостной социальной системы объективной реальности - определяют принципы: объективности, конкретности, историзма. Принцип объективности предполагает, что общественные явления такие, какие они есть в реальной жизни во всех их основных взаимосвязях, со всеми противоречиями и тенденциями развития, и социальный философ выступает здесь бесстрастным бытописателем, его социальные интересы не должны вступать в противоречие с окружающими явлениями и событиями общественной жизни, не должны приводить к искажению объективности и реальности, не искажать ведущие тенденции развития и социальные отношения. Всесторонний учет свойств и отношений в обществе - вот то, что предполагает принцип объективности. Это свидетельство единства принципа объективности с принципом системности. Ведь невозможно адекватно воспроизвести общество как систему без учета целостности общества, без выявления его связей и отношений, без отображения в развитии и взаимосвязях системосозидающих элементов общества: производства, социально-сословных отношений, государства, личности, семьи, общественного бытия, общественного сознания, культуры, социально-экономической, политической системы, цивилизации. Осмысление самой системы социально-экономических, политических и духовных отношений в обществе, взаимосвязи и взаимоотношений компонентов общества - неизменное условие всестороннего анализа каждого компонента общества как системы, дающего возможность раскрыть сущность общества как целостной системы связей и отношений между людьми, событиями, явлениями общественной жизни. Но общество еще и саморазвивающаяся, и, одновременно, противоречивая система. И объективно отображать ее может только теория, включающая принцип развития.
Всякая подсистема, в том числе и общество, может рассматриваться как система представляющая собой неразрывное единство составляющих ее элементов. Свойства системы не сводится к простой сумме составляющих ее элементов. По отношению к внешнему миру, в данном случае в отношении общества к природе, система выступает как нечто целое.
Итак, общество, с одной стороны, выступает как неразрывная составная часть единого целого - природы. С другой – выйдя в результате длительной эволюции из недр природы, оно, в свою очередь, выступает как определенная система элементов.
Существование любой системы всегда основано на взаимосвязи, составляющих ее элементов. Момент связи и взаимодействия элементов системы принято называть отношениями. Общественные отношения – это многообразные связи, возникающие между социальными слоями, группами, нациями, а также внутри них в процессе совместной экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.
Проблема общественных отношений исследовалась во все исторические эпохи. Современная социальная философия считает источником общественных отношений человеческую жизнедеятельность. Общественно-исторический процесс представляет сплав деятельности и общественных отношений, в котором изменяются и природа, и социальные структуры, и человек, и общественные отношения, пронизывающие все сферы общества - экономическую, социальную, политическую, духовную. Люди вступают в отношения и связи под влиянием своих потребностей и интересов. Правомерно считать, что отношения и связи - индивидуальные, личные. Но если личность всегда включена в социальную общность и определенно выражает ее интересы, то отношения и связи между индивидами - одновременно индивидуальные и социальные. В конкретно-исторических условиях одна из сторон может быть ведущей. В обществе традиционного типа (феодальном), в условиях относительно слабого разделения труда, экстенсивной аграрной экономики, социум представлял жестко разделенную на сословия и локально разобщенную социальную структуру, состоящую из множественности отдельных изолированных самодостаточных социально-экономических организмов. Экономические и социальные связи внутри такой общности замкнуты вовнутрь и имеют непосредственно-личный характер, включая в себя большой спектр личных отношений, личной воли.
Все общественные отношения делятся на первичные (материальные, базисные) и вторичные (идеологические, надстроечные). Главными, ведущими, определяющими являются материально-экономические, производственные отношения. Идеологические общественные отношения – политические, правовые, нравственные и другие возникают на базе материальных общественных отношений и складываются как надстройка над ними, проходя предварительно через сознания людей. Общество представляет собой не механическое соединение различных общественных отношений, а единую систему общественных отношений.
Исходя из этого, можно сказать, что общество, как целостный социальный организм, представляет собой специфическую систему, включающую в себя единое множество социальных отношений и взаимосвязей, носителями которых является человек и образуемые людьми, социальные слои и группы. Оно формируется и функционирует на основе определенного способа производства, социокультурной сферы и образа жизни.
Так как производство материальных благ и функционирование общества как социальной системы не может осуществляться без человеческого (субъективного) фактора, то именно человеческая жизнедеятельность выступает специфическим способом существования общественного (социального) как материального носителя социальной формы движения.
№2.
Общество представляет собой не только специфическую, но и чрезвычайно сложную систему. Познание закономерностей функционирования и развития этой системы имеет определенные особенности. Теоретический, научный анализ общества как определенной системы, происходит на базе определенной идеальной модели общества. Каждая отрасль науки фактически создает свою модель или теоретический объект. Иными словами, рассматривается не весь объект социальный организм, а только какая-либо его конкретная часть. Так, для историков реальный исторический процесс предстает не сам по себе, а через отдельные фрагменты действительности: архивные материалы, документы, памятники культуры. Для экономистов экономика предстает в виде цифровых выкладок, материалов статистики.
Общество можно анализировать по-разному. Например, русский мыслитель А.А.Богданов(1873 - 1928) рассматривал общество со стороны организации и управления. Это характерно для общей теории систем. Всякая человеческая деятельность, считал он, объективно является организацией или дезорганизацией. Это значит: всякую человеческую деятельность - техническую, общественную, познавательную, художественную - можно рассматривать как некоторый фрагмент организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения.
Хорошо известны попытки описать общество как живую популяцию без выявления специфики социального. Современный философ-обществовед В.С. Барулин подходит к обществу с позиций рассмотрения различных сфер деятельности людей, обеспечивающих их жизнь.
Исследователи не ставили и не ставят своей целью охватить весь объект. Рассматривая его под определенным углом зрения, как идеальную модель, ученые получают возможность анализировать явления «в чистом виде».
Идеальная или теоретическая модель того или иного фрагмента общества и реальное общество различны. Однако анализ модели позволяет выявить существенное, закономерное в объекте, не заблудиться в сложнейшем лабиринте социальных явлений, фактов и событий.
Мировоззренческим основанием построения и последующего изучения теоретической (идеальной) модели общества выступают: натурализм, идеализм и материализм.
Натурализм - закономерности функционирования и развития общества пытается объяснить законами природы. Он исходит из того, что природа и общество едины, а отсюда, нет различий в функционированием природного и социального.
В XVII - XVIII вв. широкое распространение получила натуралистическая концепция толкования общественной жизни. Сторонники этой концепции пытались объявить социальные явления исключительно действием природной закономерности: физической, географической, биологической и др.
Французский социалист-утопист Шарль Фурье (1772 - 1837), например, пытался создать «социальную науку», исходя из закона всемирного тяготения И. Ньютона. Задачу своей жизни он видел в разработке «социальной теории» как части «теории всемирного единства», основанной на принципе «притяжения по страсти», всеобщей закономерности, обусловливающей природную склонность человека к какому-либо виду коллективного труда.
Высшие формы бытия натурализм сводил к низшим. Так, человека он сводил до уровня сугубо природного существа. Такой подход характерен для всех форм метафизического материализма. Его основная ошибка заключалась в принижении человеческой активности и отрицании человеческой свободы.
В самом деле, если субъект рассматривается только как природное явление, растворяется в природе, лишается своей качественной определенности, то это неизбежно приводит к жесткому включению человеческого поведения в цепь природных причин и следствий. Здесь свободной воле не остается места, а концепция социальных событий неизбежно принимает фаталистическую окраску.
Отрицая свободу и принижая духовную сущность человека, материализм становится антигуманным, «враждебным человеку».
Еще одним недостатком натуралистического подхода к обществу является то, что человек уподобляется социальному атому, а общество - механическому агрегату индивидов-атомов, замкнутых только на своих собственных интересах. Механицизм органически вытекает из натурализма и становится теоретическим обоснованием индивидуализма, анархизма и эгоизма.
Иными словами, натурализм замечает в человеке лишь природную субстанцию, абсолютизирует ее. В результате и человеческие связи обретают природный характер. Суть натуралистического подхода в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и, в конечном счете – Космоса. Тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений (А.Чижевский, Л.Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Монтескье, Л.Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (Э.Уилсон, Р. Докинс). В рамках этого направления предполагается, что общество может изменить форму своего бытия, начать космическое бытие как новый виток своей эволюции (К.Э.Циолковский).
Идеализм - принимает сознание (абсолютную идею или комплекс ощущений) за конечную и определяющую причину социального развития. Идеализм одухотворяет человека, отрывает его от природы, превращая духовную сферу общественной жизни в самостоятельную субстанцию. Такое понимание истории возникает как результат абсолютизации духовного фактора в человеческом бытии. На практике это означает следовать просветительскому принципу «мнения правят миром».
Идеализм в принципе не отрицает объективного фактора истории. Но если с точки зрения натурализма развитие общества полностью определяется действием законов природы, то в идеализме эту функцию творящего начала, социального перводвигателя выполняет или мировой разум, или не детерминированная ничем человеческая и прежде всего духовно-волевая активность. В первом случае в социальную философию вносится фатализм (что имеет место и в натуралистическом материализме); во втором - обосновывается чисто субъективистское понимание исторического хода.
В некоторых идеалистических системах, к примеру, в кантианстве и русской религиозно-нравственной философии, содержалось положительное начало в подходе к человеку и истории. Оно заключалось в обосновании свободы субъекта, его творческой активности. Как бы ни понималась духовность, никто не мыслит ее без нравственности, последняя же предполагает наличие свободы. Духовно-нравственным может быть только свободный человек, поэтому нужно преодолеть узкие рамки натурализма, повернуться лицом к гуманистическим ценностям. А это предполагает усвоение всего богатства духовных традиций.
Отрицательными последствиями идеалистического понимания социальных феноменов являются: отрыв теории от практики, идеала от интереса, формирование отчужденных, фетишистских форм сознания, которые начинают господствовать над людьми. Идеалистическое понимание истории порождает социальную мифологию и обрекает социальные субъекты, оказавшиеся во власти мифов, на погоню за миражами.
В идеалистическом подходе сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. В истории существует множество примеров теократических государств. В таких государствах единство обеспечивалось одной верой, которая становилась государственной религией. Тоталитарные режимы основывались на единой государственной идеологии, которая выполняла роль основы общественного устройства. В центре этой идеологии выступал обычно лидер, не редко религиозный, от которого зависела судьба страны (войны, реформы и т.п.).
Таким образом, и натурализм, растворяющий человека в природе, излишне заземляющий его, и идеализм, отрывающий человека от природы и превращающий духовное начало в нем в самодовлеющую сущность, ориентируют на одностороннее понимание общества.
Материализм - за основу принимает общественное бытие, реальный процесс жизни людей, в основе которого лежит определенный способ производства, уровень развития культуры, сложившийся образ жизни и соответствующий ему менталитет, т.е. склад ума, характер чувств и мышления.
Материалистический подход связан с философским анализом межчеловеческих связей и отношений, которые имеют определяющий характер и которые возникают в соответствующих природных условиях, при наличии тех или иных социальных идей или религиозных верований. Общество – это определенная система, структурированная особым образом на части, к которым оно полностью не сводиться. Человек реализует себя в зависимости от места, занимаемого им в обществе и участия в общем социальном процессе жизнедеятельности. Отношения людей определяются не договором (контрактом), а консенсусом (согласием членов общества). Связывает людей в «социальный организм» производительные силы и производственные отношения и соответствующая социокультурная сфера.
Каждый из рассмотренных выше мировоззренческих подходов имеет свои достоинства. С их помощью были даны объяснения социальных процессов, сделаны определенные шаги в познании общества. Но критическое отношение к этим подходам дает возможность аргументировано обосновывать достоинства и недостатки каждого из них.
№3.
Познание закономерностей общества имеет определенную специфику по сравнению с познанием явлений природы. В обществе действуют люди наделенные сознанием и волей, здесь невозможно полное повторение событий. На результаты познания влияют действия политический партий, всевозможных экономических, политических и военных блоков и союзов. Социальные эксперименты имеют колоссальные последствия для судеб людей, человеческих сообществ и государств, а при определенных условиях и всего человечества.
Одной из особенностей социального развития является его многовариантность. На течение социальных процессов оказывают влияние различные природные и особенно социальные факторы, сознательная деятельность людей.
Очень кратко специфика социального познания может быть определена следующим образом:
- В социальном познании недопустима абсолютизация природного или социального, сведение социального к природному и обратно. В тоже время всегда следует помнить, что общество это составная часть природы и нельзя их противопоставлять.
- Социальное познание, имея дело не с вещами, а с отношениями, неразрывно связано с ценностями, установками, интересами и потребностями людей.
- Социальное развитие имеет альтернативы, различные варианты своего развертывания. Одновременно существует множество мировоззренческих подходов к их анализу.
- В социальном познании возрастает роль методов и приемов исследования социальных процессов и явлений. Характерная их особенность - высокий уровень абстракции.
Основная цель социального познания выявление закономерностей общественного развития и на их основе прогнозирование путей дальнейшего развития общества. Действующие в социальной жизни общественные законы, собственно как и в природе, представляют собой повторяющуюся связь явлений и процессов объективной реальности.
Законы общества, как и законы природы, объективны по своему характеру. Законы общества, прежде всего, различаются по степени охвата сфер общественной жизни (социальное пространство) и степени продолжительности функционирования. Выделяют три основных группы законов. Это наиболее общие законы, общие законы и специфические (частные законы). Наиболее общие законы охватывают все основные сферы жизни общества и функционируют на протяжении всей человеческой истории (например, закон взаимодействия экономического базиса и надстройки). Общие законы функционируют в одной или нескольких сферах и на протяжении ряда исторических этапов (закон стоимости). Специфические или частные законы проявляются в отдельных сферах жизни общества и действуют в рамках исторически определенной ступени развития общества (закон прибавочной стоимости).
Природу и общество можно определить следующим образом: природа - это материя, не осознающая своего бытия; общество - это материя, развивающаяся до осознания своего бытия. Эта обособившаяся от природы часть материального мира есть результат взаимодействия людей. Неразрывная, естественная связь общества с природой обусловливает единство и различие законов их развития.
Единство законов природы и законов общества заключается в том, что они действуют объективно и при наличии соответствующих условий проявляются с необходимостью; изменение условий изменяет действие как природных, так и общественных законов. Законы природы и общества реализуются независимо от того, знаем мы о них или нет, познаны они или не познаны. Человек не может отменить ни законов природы, ни законов развития общества.
Существует и известное различие между законами общественного развития и законами природы. Природа бесконечна в пространстве и во времени. Среди законов природы есть и вечные (например, закон тяготения), и долговременные (законы развития растительного и животного мира). Законы же общества не вечны: они возникли с образованием общества и прекратят свое действие с его исчезновением.
Законы природы проявляются в действии стихийных, бессознательных сил, природа не знает, что она творит. Общественные законы осуществляются через сознательную деятельность людей. Законы общества не могут функционировать «сами по себе», без участия человека.
Законы развития общества отличаются от законов природы и по своей сложности. Это законы более высокой формы движения материи. Законы низших форм движения материи хотя и могут оказывать воздействие на законы общества, но не они определяют сущность общественных явлений; человек подчиняется и законам механики, и законам физики, и законам химии, и законам биологии, но не они определяют сущность человека как общественного существа. Человек не только природное, но и социальное существо. Сущность его развития - изменение не биологического вида, а его общественной природы, которое может отставать, а может опережать ход истории.
Отличие законов общества от законов природы состоит в том, что социальные законы не имеют жесткой направленности. Они, определяя основную линию развития общества (социальных процессов), проявляются в виде тенденции. Общественные законы являются убедительной иллюстрацией того, как необходимость проявляет себя через массу случайностей.
Познание законов общественного развития открывает широкие возможности их использования в социальной практике. Непознанные социальные законы как объективные феномены – действуют и оказывают свое воздействие на судьбы людей. Чем глубже и полнее они будут познаны, тем свободнее будет деятельность людей, тем значительнее возрастет возможность их использования в управлении социальными процессами в интересах всего человечества.
№4.
Существование и развитие общества невозможно без производства материальных и духовных благ. Сущность общества – это процесс производства и воспроизводства людьми своей социальной жизни.
Общественное производство – это сознательная целенаправленная деятельность общества по производству вещей, идей, отношений между людьми с целью функционирования и дальнейшего развития индивидуального и общественного бытия. Оно включает в себя два вида человеческой деятельности: материальное производство, в процессе которого человек самоутверждается практически, и духовное производство, являющееся теоретическим бытием человека.
В процессе социальной жизни производятся: человек как биосоциальное существо, общественные отношения (экономические, социальные, политические и духовные), материальные и духовные ценности. Приоритетное положение в структуре общественного производства занимает материальное производство - целенаправленный, социально-организованный процесс, посредством которого люди, используя орудия труда, преобразовывают предметы природы с целью удовлетворения своих потребностей.
Основу материального производства составляет конкретный способ производства. Он характеризует специфику превращения человеком вещества природы в общественный продукт.
Способ производства представляет собой конкретно-историческое единство производительных сил и производственных отношений. Определяющей стороной этого единства выступают производительные силы. Производительные силы выражают отношение людей к предметам и силам природы. Их элементами являются люди (с их знаниями, опытом и производственными навыками), средства производства (орудия, предметы труда и инфраструктура производства) и наука (сокращающая потребность в сырье, рабочей силе, времени). Все элементы производительных сил изменяются и развиваются в ходе истории. В процессе развития общественного производства расширяется круг предметов труда. Предметы труда – это, как правило, не готовые продукты природы, а вещество природы в преобразованном человеком виде, это овеществленный труд человека. Важнейший элемент производительных сил – орудия труда, развиваются наиболее быстрыми темпами. Современные орудия труда – это сложнейшие машины, высокоразвитая техника, наука, ставшая непосредственной производительной силой общества. Наиважнейшей производительной силой является человек, обладающий знаниями, навыками, опытом, соединяющий своим трудом орудия и предметы труда, совершенствующий орудия и себя самого. Производительные силы – это показатель степени овладения человеком силами природы.
П роизводственные отношения – представляют собой отношения между людьми в процессе производства. Структурными элементами этих отношений выступают отношения: а) технологические (производственно-технические); б) экономические (общественно-производственные), основанные на отношении к собственности на средства производства; в) обмена и распределения (товарные, товарно-денежные).
Производственно-технологические отношения зависят от характера и уровня развития техники и производственной технологии, организационно-экономические и социально-экономические – от форм собственности на средства производства. Социально-экономические отношения, включающие в себя отношения обмена, распределения и потребления благ и услуг, регулируется социальными нормами и нормами прав. Главным признаком при характеристике экономических и товарно-денежных отношений являются отношения собственности. Собственность есть институт, возникающий в хозяйственной, экономической сфере и означает право владения, распоряжения и использования некоторой доли общественного богатства. Собственность определяет, кто обладает экономической властью, кому достаются доходы от хозяйственной деятельности и какие материальные имущественные интересы ею порождаются.
Производительные силы общества в их исторически конкретном единстве с производственными отношениями образуют способ производства. Производительные силы и производственные отношения находятся во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. Основная функция производительных сил состоит в том, что они создают предметы, которые удовлетворяют разнообразные человеческие потребности. Их возрастание требует постоянного роста материального производства, двигает производительные силы, приводит к их количественному и качественному росту.
Производственные отношения – это та общественная форма, в которой происходит организация и функционирование производительных сил. Производительные силы, являясь более подвижным и активным элементом, играют определяющую роль в изменении производственных отношений. Последние, обладая относительной самостоятельностью, оказывают обратное влияние на производительные силы, ускоряя или замедляя их развитие. Это взаимодействие выражает общесоциологический закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Суть закона: определенные производительные силы требуют строго определенных, соответствующих их уровню развития производственных отношений. Производительные силы постоянно обновляются, развиваются, а производственные отношения в силу того, что в их основе лежат отношения собственности, более консервативны, имеют тенденцию к отставанию. Социальная система устойчива до тех пор, пока не разовьются новые производительные силы, т.е. не появятся новые технологии и новые ресурсы, использованию которых препятствуют существующие производственные отношения, закрепленные юридически и оправдываемые идеологически. Возникающее между ними противоречия приводят к изменению способа производства.
Новые производственные отношения, пока они соответствуют уровню, характеру и потребностям развития производительных сил, выступают двигателем их развития и ускорения общественного прогресса в целом, так как производственные отношения влияют и на другие стороны жизни общества, на иные элементы социальной структуры.
Механизм действия вышеуказанного закона неодинаков для различных этапов развития общества. Социальная практика убедительно показала, что он, собственно как и все социальные законы, проявляется в виде тенденции, т.е. определяет основную линию развития, не охватывая и не предопределяя множество отклонений и случайностей. Действие этого закона реализуется не автоматически, а через деятельность людей. На страже определенных производственных отношений (определенной формы собственности) стоит целая система социальных институтов. Приведение производственных отношений в соответствие уровню и характеру развития производительных сил реализуется через борьбу различных социальных сил.
№5.
Рассмотрение общества как саморазвивающейся системы с неизбежностью порождает вопрос о том, что есть основой (базисом) общества. В философии есть несколько основных подходов к решению этого вопроса.
Натурализм за основу развития общества принимает различные природные факторы: географическую среду, климатические условия, биологические особенности людей. Природа для них выступает универсальным (исключающим какое-либо вмешательство «сверхъестественных» или социальных сил) фактором, объясняющим развитие всех социальных процессов и явлений. Человеческое общество, с точки зрения натурализма, это продолжение природы, мира животных и в конечном итоге – Космоса. Тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений (А.Чижевский, Л.Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Ш.Монтескье, Л.Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми особенностями (Л.Гумплович, У.Самнер). Общество предстает как своеобразный феномен природы, развитие которого полностью определяется действием законов природы. Человек – социальный атом, замкнутый на собственных интересах.
Идеализм, утверждая, что общественное сознание определяет общественное бытие, базисом общества считает сознание. Функцию творящего начала, социального перводвигателя в идеализме выполняет либо абсолютная идея (Г.Гегель), либо религия (А.Тойнби), либо сознание и культура (Ф.Фукуяма). Сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. В качестве примера берутся теократические государства, где единство обеспечивается одной верой, а также тоталитарные режимы, основанные на единой государственной идеологии, исполняющей роль скелета общественного устройства.
Материалисты, в частности Л.Фейербах, считают, что природа, материя является базисом духа, поэтому она должна быть базисом философии. Применительно к социологии, материализм считает, что общественное бытие определяет сознание. Для него базис – это совокупность общественных отношений, составляющих экономическую структуру общества. А точнее: совокупность производственных отношений - экономический базис; производственные силы - технико-технологический базис общества.
Базис с необходимостью порождает соответствующую ему надстройку. Надстройка – это совокупность политических, правовых, нравственных, художественных, религиозных и других идей, государственных и общественных учреждений, организаций и соответствующих отношений.
Между базисом и надстройкой существует тесная взаимосвязь. Функционирование базиса всегда связано с надстройкой. Базис порождает надстройку. Надстройка, обладая относительной самостоятельностью, активно воздействует на базис, укрепляет, совершенствует и защищает его. Она может выполнять активную роль в создании нового базиса, нового способа производства. Этим объясняется то, почему разные политические силы стараются приобрести власть над системой институтов надстройки, а не только утвердить определенную форму экономических отношений.
Разные элементы надстройки неодинаково связаны с базисом. Ближе к нему находятся политические и правовые идеи и учреждения. Такие элементы надстройки как философия, искусство и религия находятся в опосредованной связи с ним.
Изменения в экономическом базисе влекут за собой определенные перемены и в содержании надстройки, но окончательно сформироваться новый тип надстройки может лишь тогда, когда будет ликвидирован старый базис, когда новые производственные отношения превратятся в господствующие.
Надстройка не является копией перемены в экономических отношениях, в ней могут сохраняться надстроечные элементы из минувших эпох или появляться взгляды, социальные институты, которые значительно опережают свое время, утвердятся в будущем.
Не все структурные элементы общества изменяются с изменением базиса. В обществе имеется ряд социальных феноменов, изменяющихся очень медленно. К ним относятся: наука, культура, язык, быт, семья, формы общности людей (род, племя, народность, нация).
Базис и надстройка оказывают соответствующее воздействие на эти социальные явления. Они, в свою очередь, оказывают влияние на базисные и надстроечные элементы.
Способ производства, базис и надстройка, медленно изменяющиеся социальные феномены и ряд других общественных явлений позволяют представить общество как определенную целостность, объединяющую структурные подразделения определенными связями и отношениями, как сложную, развивающуюся на собственной основе целостную систему.
Общество – это система, обладающая способами самовоспроизводить свои основные компоненты, обеспечивать собственную идентичность. Воспроизводя себя, общество не только сохраняет свою целостность, но и постоянно изменяется. В обществе непрырывно идут процессы обновления структуры связей, базовых элементов, ценностно-нормативного порядка. Иными словами, самопроизводство – это не воссоздание общества в абсолютно неизменном виде, а поддержание его самотождественности, т.е. сохранения общих принципов организации и постоянного взаимодействия общества и окружающей среды.
Элементы социальной системы выполняют определенные функции и потому обособляются друг от друга. Но поскольку элементы зависят от выполнения функций другими элементами, между ними устанавливаются отношения взаимообмена и взаимозависимости.
Многие элементы этой системы уже были проанализированы выше.
№6.
Наиболее важным элементом надстройки общества является политическая система. Политическая система общества- это совокупность государственных и общественных организаций, с помощью которых осуществляется власть в обществе, а также политических и правовых отношений и соответствующих им норм.
Будучи частью более общей, социальной системы, политическая система выполняет функцию целеполагания, обеспечивает принятие решений и мобилизацию ресурсов на их выполнение, сохранение целостности всего общества перед лицом глобальных угроз.
Целостность и устойчивость человеческих обществ – это не природная особенность и бесплатный дар, а проблема, способная периодически обостряться и всегда требующая специальных усилий и решений. Поэтому политическая система в современном обществе выступает не столько как механизм закрепления однажды сложившегося порядка, сколько как способ производства общественного порядка, достигаемого путем преобразования известных факторов входа (требований, поддержки) в известную форму продукции на выходе (решения и меры, инициируемые властью), которая называется политикой.
Политическая система воспринимает импульсы, исходящие от внешней среды в форме требований (о распределении благ и услуг, обеспечении безопасности, доступе к информации) и поддержки (которая выражается в соблюдении законов, лояльном отношении к власти, участии в политической жизни, оказании услуг и материальном финансировании политической системы). Эти импульсы она «перерабатывает», на основе чего принимаются решения и осуществляются политические действия.
В структуру политической системы общества входят: государство, политические партии и тесно связанные с ними политические молодежные организации, предпринимательские союзы, в некотором отношении общественные организации (при решении ими политических проблем), профсоюзы, религиозные организации (церковь).
Главным институтом (учреждением) политической системы общества выступает государство. Относительно происхождения государства существует несколько версий. Теократическая концепция связывает происхождение государства с божьим установлением, патриархальная теория трактует государство как продолжение семьи, согласно договорной теории государство – это результат «общественного договора», заключенного между суверенным правителем и людьми, теория насилия происхождение государства объясняет актом насилия, завоеванием одного народа другим, классовая теория связывает возникновение государства с появлением частной собственности и разделением общества на классы, имеющими противоположные социальные интересы. Чтобы расхождение социальных интересов не разрушило общество, понадобилось государство - материальная сила, которая с помощью своих элементов (армии, полиции, судопроизводства и т.д.) оберегает и защищает определенный тип распределения собственности.
Наиболее достоверной является концепция, согласно которой государство является продуктом определенного этапа развития общества, когда материальный прогресс привел к социальной, этнической и религиозной дифференциации, что повлекло за собой усложнение человеческих отношений, появление противоречий и конфликтов. Механизм самоорганизации, который регулировал отношения до этого, оказался неспособным согласовать интересы, суббординировать их и найти общий интерес. Для реализации этой потребности потребовалась сила, стоящая над обществом и обеспечивающая целостность, стабильность и интеграцию социума. Такой силой явилось государство. Обладая специальным аппаратом, оно превратилось в орган управления обществом, охраны его экономической и социальной жизни.
Среди основных предпосылок возникновения государства выделяются экономические, демографические, социальные и внешние факторы. Экономические факторы связаны с переходом от присваивающего хозяйства к производящему, с развитием общественного разделения труда. Демографический фактор предполагает изменение численности и плотности населения, переход от миграционного существования к оседлому образу жизни. Социальный фактор связан с формированием имущественного неравенства и возникновением в связи с этим социальных конфликтов. Внешние факторы связаны с наличием внешней угрозы обществу, опасностью войны или самой войной, «идеей врага» как носителя угрозы, способствующей развитию государства.
Основными признаками государства являются: отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев; право на взимание налогов и сборов с населения, для содержания государственных служащих, армии, органов принуждения, для обеспечения государственной политики; территория, очерчивающая границы государства, на которую распространены законы и полномочия власти; представительство общества как целого, защита общего интереса и общего блага.
Государство как система политической власти обладает сложной структурой. В нем выделяются три ветви власти – исполнительная, законодательная и судебная. Главным атрибутом исполнительной власти является государственно-бюрократический аппарат, правительство и его глава. Основное предназначение исполнительной власти – оперативное регулирование, управление обществом на основе конституции, законов.
Основу законодательной власти в странах представительной демократии составляет институт парламентаризма, т.е. наличие выборного органа (конгресс, бундестаг, Верховная Рада), призванного разрабатывать и принимать законы, регулирующие все сферы жизни общества, контролировать выполнение законов исполнительной властью.
Предназначение судебной власти – обеспечить законность и правопорядок в обществе, гарантировать защиту прав и свобод личности. Главные составляющие судебной власти – конституционный, гражданско-уголовный и арбитражный суд, органы юстиции и прокуратуры.
Границы действия каждой из трех ветвей власти устанавливаются конституцией. Функции государства подразделяются на внутренние и внешние. К первым относятся: политическая, правовая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспитательная. Внешние функции государства связаны с защитой территории и границ страны (оборонительная), с поддержанием и развитием межгосударственных отношений (дипломатическая), а также осуществлением внешней торговли, координацией совместной деятельности с другими государствами в различных сферах.
Содержание, объем и функции государства обусловлены его формой. Форма государства – совокупность его признаков, определенных характером и содержанием деятельности государства. В форме государства принято выделять два основных аспекта: форму правления и форму государственного устройства. Форма правления – это способ организации и осуществления государственной власти. Традиционно выделяют такие формы правления как монархия и республика. Монархия (от греч. monarchia - единовластие) – это форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредотачивается в руках единоличного главы государства и передается по наследству.
Республика (от лат. res publica – общее дело) – форма правления, при которой высшая власть в государстве осуществляется выборным коллегиальным органом, формируемым населением (или его частью) на определенный срок.
Разновидностями республики являются президентская, парламентская и смешанная.
В президентской республике президент является одновременно и главой государства и главой исполнительной власти. Законодательная и исполнительная власти разделены, президент не имеет права распускать законодательный орган, а депутаты парламента не могут повлиять на досрочное переизбрание президента, кроме как через механизм импичмента. Такая структура формируется в результате раздельного проведения президентских и парламентских выборов.
В парламентской республике правительство формируется парламентом из числа членов партий, одержавших победу на выборах, и несет ответственность перед парламентом. Парламент может выразить правительству вотум недоверия, следствием чего будет либо отставка правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов.
В смешанной республике сочетается сильная президентская власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.
Государственное устройство – это деление государства на определенные составляющие и распределение власти между государством и этими составляющими. Исторически сложились три формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация. Унитарное государство отличается простотой устройства, единой конституцией и гражданством, единой системой высших государственных органов, права и суда, действующих без ограничения на всей территории страны, состоящей из административно-территориальных единиц (областей, департаментов, воеводств и т.п.), не обладающих признаками политико-государственной самостоятельности.
Федерация – это союзное государство, входящие в него государственные образования (штаты, земли, провинции) обладают определенной самостоятельностью, сферы компетенции федеральной (центральной) власти и субъектов федерации четко разграничены. Федеральные законы имеют безусловный авторитет над региональными, в компетенцию федерального центра входит урегулирование конфликтов между субъектами федерации, оборона страны, внешняя политика, финансы, налогообложение, организация высших органов власти. Субъекты федерации наделяются учредительной властью, имеют право принимать свою конституцию, иметь свою судебную и правовую системы, но они не имеют права выхода из союза.
Конфедерация как форма государственного устройства объединяет независимые государства для координации какого-либо вида государственной деятельности – военной, внешнеполитической и т.п. Эти объединения либо распадаются после решения поставленных перед ними задач, либо перерастают в федерацию.
В развитии современного государства наблюдаются две взаимосвязанные тенденции. Первая – усиление роли государства в обществе (этатистская тенденция), рост государственного аппарата и его структур. Вторая тенденция – антиэтатистская, противоположная первой, связана с ограничением государственной власти, переходом части ее к другим политическим и неполитическим структурам. В обществах с развитыми политическими системами и рациональным типом политической культуры власть государства всегда ограничивается представительными учреждениями, развитой политической самодеятельностью, массовыми движениями, оппозицией.
Важную роль в политической системе общества играют политические партии (от лат. pars, parties – часть, группа). Политическая партия – это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за власть или влияние в системе. Партия – это идеологизированное объединение людей. Будучи по своей природе общественным образованием, партия отличается от других общественных организаций своими целями и задачами – завоевание и удержание власти, поддержание функционирования государственных структур.
Партия обеспечивает политическую связь между обществом и государством, в процессе осуществления которой выполняет целый ряд функций. Важнейшими среди них являются следующие. Во-первых, представительство интересов той социальной группы, от имени которой выступает политическая партия, трансформация социальных требований в политические решения. Во-вторых, функция социальной интеграции, примирения интересов конфликтующих социальных сил и групп. В-третьих, функция политической социализации граждан, формирования общественного мнения, тесно связанная с идеологической функцией, которая проявляется в разработке партийной идеологии, партийной программы, резолюций, лозунгов, в ведении партийной пропаганды. В-четвертых, достижение власти, овладение ее аппаратом.. В-пятых, кадровая функция, или функция политического рекрутирования, т.е. подбора и выдвижения кадров для самой партии, для общественных организаций, для работы в органах законодательной и исполнительной власти. В-шестых, функция разработки политики и осуществления политического курса. Объем и эффективность выполнения этой функции зависит от места партии в политической системе общества, от степени ее поддержки широкими слоями населения.
Многие партии превратились в довольно устойчивые организации и своей борьбой стимулируют политическую активность граждан, придают обществу необходимую жизнеспособность и динамичность.
Сила партии зависит от ее массовости, поэтому политические партии стараются всегда иметь свой резерв, прежде всего за счет молодежного движения.
Партии никогда не могли интегрировать всю политическую энергию людей. Существует много форм политического действия и партия лишь одна из них. Важную роль в политической системе общества играют группы интересов, группы давления, массовые общественно-политические движения.
Так, группы давления, или заинтересованные группы (союзы предпринимателей, фермеров, адвокатов и т.п.), в отличие от политических партий, не стремятся к завоеванию власти. Их цель – оказать влияние на политику, реализовать свои специфические интересы с помощью лоббирования. Так, союзы предпринимателей объединяют те социальные группы, которые господствуют в экономике, тех, кому принадлежит большая часть общественного богатства. Они, как правило, малочисленны, «элитны». Владея огромными материальными ресурсами, эти группы поддерживают определенные партии, оказывают существенное влияние на политическую жизнь социума.
Группы интересов (профсоюзы, творческие союзы, фонды и т.п.) – это добровольные, построенные на основе самоуправления и самодеятельности объединения граждан, выполняющие функцию артикуляции интересов, то есть превращения социальных эмоций, ожиданий, чувства неудовлетворенности граждан в политические требования. Будучи по своей природе общественными, группы интересов выступают частью политической организации общества. Деятельность их в политической сфере связана с обеспечением условий, как для эффективной конкуренции, так и массового участия граждан в политическом процессе, в формировании органов государственной власти и всего государственного механизма. Именно отношение к государству определяет политический характер деятельности общественных организаций. Так, профсоюзы – это организации, которые призваны оказывать содействие социально-экономическому развитию общества, защищать интересы трудящихся.
Политическая система постоянно изменяется, развивается. Это способствует становлению новых социальных институтов, которые обеспечивают социальную стабильность и определенный прогресс в развитии разнообразных форм социальной жизни.
Для понимания реального механизма функционирования политической системы, характера реализации индивидами своих прав и свобод, большое значение имеет изучение такого элемента политической системы, как политическая культура.
Политическая культура представляет собой обусловленный ценностными представлениями человека о политических явлениях и воплощенный на практике кодекс его поведения или стиль его деятельности как субъекта политики. Политическая культура демонстрирует, насколько человеком освоены общезначимые, получившие всеобщее признание образцы политической деятельности, насколько ему удалось возвысить свою субъективность до признаваемых в обществе культурных ценностей и норм политической деятельности. Политическая культура показывает степень усвоения человеком имеющегося в обществе политического опыта, традиций, реализация которых обеспечивает преемственность политической жизни.
* * *
В справочной литературе обратитесь к следующим статьям:
Современный философский словарь. – М., 2004. Ст.: «Законы общественные», «Натурализм», «Общество», «Отношение», «Онтология социальная», «Связи социальные», «Власть», Государство», «Социальный институт», «Структура».
Новая философская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.: «Общество», «Идеальный объект», «Закономерность историческая», «Субъект социальный», «Производство общественное», «Производительные силы и производственные отношения», «Философия политики».
Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.:«Суспільство», «Суспільне буття і суспільна свідомість», «Праця», «Базис i надбудова», «Виробництво суспілне», «Вiдносини виробничi».