Скульптура

Роль заказчика меняется. их заказчиками в эпоху архаики была аристократия. Они заказывали изображать богов и героев. В эпоху демократии меняется подход к образу. Изображаются теперь обычные граждане. Появляется новыйспектор образов.

o «Дельфийский возничий» (др.-греч. Ηνίοχος - «Управляющий колесницей»). 470 г до н э. Он сохранился почти полностью. Скульптор передал невозмутимость и застылость победившего в состязаниях возничего. Архаичная невозмутимость – подобна. Фигура напоминает колонну,драпировка похожа на канелюры.

В эпоху архаики появляется полноценная круглая скульптура (куросы и коры). Курос -мужского божества,обычно юноши-атлета. Но в скульптуре застылость,неподвижность, фронтальность, имперсональность,схема египетской скульптуры, в которой господствует асимметрия,левая нога значительно длиннее правой, мышцы не выявлены –прорисованы; раскосые миндалевидные глаза,архаическая улыбка- знак одухотворённости, нагота – признак героичности, мужества, первородности; - это начало 6 века. Конец 6 века – архитектура отходит от жёстких канонов (куросы).Конец 6 –начало 5 в до н э – тонкая проработка деталей.

o Аполлон из Пьонбино. Условный абстрактный образ.

Такую же эволюцию проделывают Коры.

o Статуя Геры (конец 7 в до н э). Она напоминает колонну.

o Статуя Артемиды (конец 7 в до н э). Она как идол.

o

Аполлон из Пьонбино
Статуя Коры в пеплосе(женское одеяние)

o

1 Статуя Коры в пеплосе
Кора № 674 (конец 6 века) Афинского акрополя. Скульптор пластично укладывает одежду на фигуру.

В эпоху архаики появляется монументальная скульптура. В центре тимпана- чудовище, медуза в тимпане фронтона.

Гармодий и Аристогитон
В эпоху классики всё меняется. Переход от архаики к классике-:

o

2 кора №674
Гармо́дий и Аристогито́н (др.-греч. Ἁρμόδιος και Ἀριστογείτων) — афинские тираноубийцы. В 514 г.(?) до н. э. составили заговор против тирана Гиппия, сына Писистрата, но убить сумели только его брата Гиппарха. Они убили последнего тирана и установили демократию. Это памятник Демократии. Состоит из двух статуй –это реальные герои Афинской истории. У них идеальное тело, торс, лица,но всё это передано иноче чем в эпоху архаики. Фигуры подвижны,руки и ноги не связаны между собой,они свободны в движении. Пластично проработаны мышцы тела, лица, волосы, дропировка.

Мера условности. У греков появляется эталон - прямой нос. Волосы прорабатываются натуралистично.Совмещается абстракция и натурализм. Скульптор использует в основе слепки рук и ног. Это типично для для искусства классики сочетание натурализма и условности.

o

Скульпторы-новаторы,которые сформировали все законы скульптуры. Поликлет и Мифидий скульпторы 5 в до н э. Прокситий,Скопас,Лисипп и Леохар – скульпторы 4 в до н э. Вторая половина 5 в до н э- это высокая классика, а 4 в до н э –это поздняя.Скопас.

Пракситель передаёт новый спектр скульптурных ощущений: чувствительная нега, расслабленность,томность состояния покоя. Его современник Скопас полная противоположность.

1. Аполлон –ящера убийца.Пракситель. –«S»-образный изгиб,неустойчивое положение фигуры, которое требует дополнительной опоры.
Статуя «Вакханка» или «Менада» -это самое прославленное произведение Скопаса. Менада- это спутница бога Диониса. В римской мифологии Диониса отождествляли с Вакха, поэтому Менада в римской интерпретации –это Вакханка. Менады пили отуманивающий напиток и исполняли экстатический танец, который длился целые сутки. В экстазе они приносили жертву божеству – козлёнка,которого разрывали над головой руками. Безумный,буйный,экстатический танец в честь божества. Скопас делает первую в истории искусства круглую статую.Отныне она имеет не при стенное месторасположение, а предназначена исключительно для кругового обхода. Статуи Праксителя были фронтальные,его единственный оригинал сохранивший до наших дней скульптурная группа «Гермес с младенцем Дионисом». Спина Гермеса не проработана до конца. А статуя Вакханка полноценная круглая статуя,предполагающая смену аспектов. В отличии от Праксителя, Скопас пытается передать активное пространственное движение.Очень сложная винтообразная композиция,быстрое движение ног,голова запрокинута; судя по движению плечевого пояса,руки были подняты; волосы разлетаются неравномерными прядями; буйное беспрерывное движение. Она вихрем закручивает вокруг себя пространство,вовлекая зрителя. Для того,чтобы понять эту скульптуру,её необходимо обойти вокруг. Она рассчитана на последовательную смену аспекта точек зрения. Скопас поместил эту фигуру на поворотный диск,она вращалась. Греки с восторгом приняли это произведение. Скульптуре было посвящено около 30 стихотворений. Один из древнегреческих поэтов писал: Камень паросский Вакханка, Но душу дал камню ваятель, И как хмельная вскочив, Кружится в танце она. Греки осознали,что скульптуру удалось одушевить,одухотворить, оживить. Они восприняли это произведение,как новый этап в истории искусства.
Все произведения Скопаса отличаются бурной динамикой,активным пространственным движением. Он был среди тех скульпторов,которых оформлять знаменитый Галикарнасский мавзолей, тот который древние причисляли к одному из семи чудес света. Горельеф «Битва греков с Амазонками» украшающий Галикарнасский музей,находится в Британском музее. В этом произведении передана активная динамика,повороты и ракурсы. Изображена битва греков с Амазонками. Передан сложный поворот -амазонка развернулась вокруг своей оси. В другом случае отважная всадница развернулась на коне. В произведениях Скопаса всегда есть бурная динамика, активное движение, сложные повороты, ракурсы.
Другой мастер поздней классики Леохар был придворным скульптором Александра Македонского. Так же при дворе Александра работал другой мастер Лисипп. Оба представителя были новаторами. Лисипп и Леохар работали только в бронзе. Они предпочитали пластику. Лисипп прославился тем,что ввёл в скульптуру новые атлетические идеалы. Как менялся атлетический идеал мы можем проследить коротко: 1- Идеал к лакоготии,который ввёл Поликлет «Дорефор»-юноша атлет, крепкий, прочно стоящий на ногах, с квадратными пропорциями торса; 2- Идеал меняется в творчестве Праксителя- Вытянутые пропорции,томная нега,неустойчивость,стройные юноши; 3- Лисипп предлагает не юношеский идеал, а тип взрослого зрелого мужчины. Переизбыток мышечной массы,атлетизм – вот что подчёркивает в своих произведениях Лисипп. Одно из самых известных произведений Лисиппа «Геракл Фарнезский». Это огромная статуя 4 мвысотой. Атлетический идеал в этой работе изменился. Зрелый муж с бородой,переизбыток мышечной массы. Лисипп сделал целую серию, посвященную подвигам Геракла,потому что Александр Македонский возводил свой род Гераклу,считал себя его потомком. К этой группе произведений относится знаменитый Бельведерский торс из Ватикана. Скорее всего это тоже одна из фигур Геракла, Потому что атлет сидит на львиной шкуре (атрибут Геракла). Передано красивое движение торса,повернутое в сторону, красиво проработана спина.
Лисипп создал скульптурную группу «Битва при Гавгамелах», которая насчитывала более 40 бронзовых статуй. Эта скульптурная композиция стояла на открытом воздухе,в столице Македонского государства Пелли. Лисипп был первый греческий скульптор,который задумался о проблематике портрета. Греки портрет не понимали(Поликлет создаёт памятник атлету «Диадумен»,но эта статуя не портретная,она имперсональна,она воплощает идеал). Лисипп делает серию портретов Александра Македонского и его приближённых военачальников. Портрет Александра уже полноценный, здесь нет идеализации. Шея Александра была искривлена, как следствие боевых травм. Мимические морщины,носогубные складки,морщины на губах,рот Александра приоткрыт,взгляд подвижен, волосы разлетаются неравномерными прядями. Лисипп предаёт не только мимический облик Александра,но и характер.
Голова бронзовой статуи кулачного бойца. Лисиппу удаётся передать идеал к логотии: низкий лоб, маленькие глаза, нахмуренные брови, сломанный нос, взъерошенные волосы, всклокоченная борода. Его лицо не обезображено интеллектом. «ясная простота и спокойное величие «нарушены.
Леохар. Леохар последовательный классицист. Самое известное произведение Леохара «Аполлон Бельведерский». В мраморной копии бронзовой статуи появляется опора,что разрушает чистоту произведения. Леохар выступает как последователь классицизма,он колонизирует приёмы и законы высокой классики. Пропорции фигуры напоминают Праксителя,драпировка- Фидия. Но в то же время Леохар выступает в роли новатора. Он первый задумался,как передать время. Аполлон представлен стреляющим из лука. Запечатлён момент того, как Аполлон только что выпустил стрелу и следит за её полётом. Восторженные авторы отмечали:»Кажется будто слышится звон тетивы лука.» Леохару удалось передать мгновение.
o «Орёл похищающий Ганимеда». Зевс в образе орла похищает пастушка Ганимеда. Орёл вот-вот оторвёт юношу от земли. o «Артемида Версальская» и её атрибут лань вот-вот достанет стрелу из лука.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: