Скульптура и живопись

Глава V

Готическое искусство

В XII веке активно развиваются и растут города. Это было связано с тем, что города становились центрами ремесла и торговли. Члены ремесленнических цехов и торговых гильдий нуждались в освобождении от феодальной зависимости. Борьба горожан за независимость привела к тому, что в это время возникли города-республики и города-коммуны. Рост производства и торговли вызвал необходимость в расширении знаний. В связи с этим не только при монастырях, но и в городах создавались школы. В столице Франции - Париже, в английском Оксфорде, итальянских городах Болонье и Салерно были основаны первые университеты.

 

В середине XII века во Франции возник новый стиль в искусстве Средневековья. Современники называли его «французской манерой», потомки – готикой. Искусство этого стиля в первую очередь связано с городской культурой. Главными сооружениями городов становятся собор и ратуша – здание, где собирались члены городского органа самоуправления. Они строились на главной площади. Здесь, перед собором, проводились диспуты на различные темы, читались лекции, разыгрывались представления. Здание собора воплощало благосостояние жителей, а ратушная башня говорила о независимости города.

 

Оксфордский университет. Англия
Термины «готика», «готический» впервые появились в Италии в эпоху Возрождения. Зодчество французских мастеров, распространившееся затем по всей Европе, казалось людям, жившим во времена Возрождения, примитивным и, даже, уродливым. Готическое искусство воспринималось ими как искусство, продолжавшее традиции варваров-готов – разрушителей прекрасного мира античности.

Подобные представления изменились лишь в XIX веке, когда эпоху Средневековья перестали называть «мрачной» и «темной», а историки искусства отдали должное уважение огромному количеству мастеров, творивших более десяти столетий. Однако сам термин «готическое» искусство сохраняется и до сих пор.

 

В истории культуры готическую эпоху принято делить на следующие периоды:

1) ранняя готика – XII - XIII вв.;

2) зрелая (высокая) готика – XIII в.;

3) поздняя (пламенеющая) готика – XIV – XV вв..

 

В различных европейских странах готика имела свои характерные особенности и хронологические рамки, но ее расцвет приходится на XIII-XIV века.

 

 

Архитектура

Характерные для романского стиля полуциркульные арки не удовлетворяли французских строителей нового поколения, так как арки не позволяли изменять высоту свода. Для увеличения высоты полуциркульного или крестового свода необходимо было сделать более крутой подъем. Решение было найдено благодаря соединению двух, обращенных друг к другу дуг. Так возникла стрельчатая арка, которую по усмотрению мастера можно было делать более или менее заостренной, одновременно меняя ее ширину. Обычай подчеркивать ребра свода выступающими рядами камней и укреплять его конструкцию с помощью арок существовал давно. Французские зодчие заметили, что, если на столбы будут опираться только арки, то остальная часть свода может служить лишь заполнением, что значительно облегчит его массу.

Теперь ребра, называемые нервюрами, не завершали возведение свода, а предшествовали ему. Четыре опоры сначала соединяли боковыми стрельчатыми арками, затем перебрасывали две диагональные. Свободное пространство каркасного свода заполнялось облегченными каменными плитами.

Но давление каменного свода было направлено не только вниз, но и в стороны, поэтому понадобились мощные дополнительные наружные опоры – контрфорсы. Высокие центральные нефы базиликальных храмов необходимо было укреплять, что осуществлялось с помощью соединительных полуарок – аркбутанов, которые перебрасывались от свода главного нефа на контрфорсы. Новые архитектурные приемы позволили значительно увеличить высоту храмов, пространство стен заменить огромными окнами-витражами.

Западный фасад, как правило, делился на три яруса: нижний составляли порталы; во втором ярусе были три окна, либо их заменяла аркадная галерея; третий ярус непременно украшался галереей. Фасады и контрфорсы часто украшались декоративными башенками – пинаклями.

На шпиле башни, возвышающейся над средокрестьем, помещали либо петуха (символ христианского бодрствования), либо фиал (распустившийся крестоцвет, выполненный из камня; фигурная пирамидка).

Порталы и окна имели высокие остроконечные завершения – вимперги. Для формы оконных проемов использовалась стрельчатая арка.

Внутреннее пространство храма также делилось на три яруса:нижний составляла аркада, средний – трифорий (галерея над средними нефами, аркада которой выходит в центральный неф), а верхний ярус – окна.

Культ реликвий вызвал появление все большего количества дополнительных капелл и алтарей, в которых богослужение совершалось практически одновременно. Чтобы обеспечить к ним свободный доступ, их размещали с восточной стороны по периметру главной апсиды и в рукавах трансепта, а вокруг хора сооружали обход.

Образ готического храма явился воплощением стремления человеческой души к небу, к божественным сферам. В нем осуществилась идея о том, что мир является ареной противоборствующих сил добра и зла, а конечный результат этой борьбы – Вознесение. Готический собор стал наглядным средневековым представлением об одухотворенности материи.

 

Первым готическим храмом является монастырская церковь Сен-Дени (1137-1144) вблизи Парижа, построенная под руководством аббата Сугерия. Однако самый знаменитый раннеготический храм – кафедральный собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари). Огромные кафедральные соборы являлись главными церквами епархии (слово «кафедра» переводится как «епископский трон»).

Нотр-Дам де Пари представляет собой пятинефную базилику, способную вместить до 9000 тысяч человек. Его строительство началось в 1163 г. и завершилось в 1208 г. В XIII-XIV вв. были пристроены боковые капеллы и капеллы хора, увеличен трансепт.

Как и во всех французских готических храмах, огромное внимание было уделено западному фасаду, который всегда выходит на городскую площадь – центр общественной жизни средневекового города. Первый ярус западного фасада составляют три перспективных портала. Над ними находится «галерея королей» - скульптурные изображения библейских царей. Второй ярус составляют три больших окна, центральное из которых - круглое окно-роза. Третий ряд представлен ажурной галереей. Завершают западный фасад две симметрично расположенные башни.

В облике собора Парижской Богоматери сочетаются черты романской архитектуры (преобладание горизонтальных членений, массивные стены, приземистость столбов центрального нефа, грузность башен, сдержанность скульптурного декора) с чертами готической (нервюрный свод, контрфорсы и аркбутаны, стрельчатые арки).

Готические соборы строились в течение долгого времени, поэтому в их облике часто сочетались разновременные черты. Так, например, собор в Шартре начал строиться в первойполовине XII в. (к этому времени относится его западный фасад), в начале XIII в. была завершена южная башня, а в XIV в. – северная. Интерьер собора является блестящим образцом высокой готики.

Реймский собор. Франция
По мере развития готического стиля наружное убранство храмов все более и более обогащалось легкими аркадами, скульптурой. Все это напоминает ажурное каменное кружево. Так, Реймский собор (место коронации французских монархов), относящийся к периоду зрелой готики, называют “каменной симфонией”. Здание более массивное в нижней части с каждым ярусом приобретает все большую легкость и вертикальную устремленность. Порталы не углублены внутрь, а напротив, выступают вперед. Место тимпанов над входом заняли окна.

Все архитектурные детали, за исключением окон-розеток, стали выше и уже. Контрфорсы скрыты многочисленными башенками. Скульптура становится практически круглой, она украшает не только западный, но и боковые фасады. Статуи королей размещены в галерее третьего яруса. Башни подчеркивают динамику движения к небесам.

 

Самый большой и высокий готический собор Франции - Амьенский (1218-1258). Его длина 145 м, ширина нефов достигает 33 м, протяженность трансепта – 59 м, а высота центрального нефа 42,5 м. Этот собор часто называют «готическим Парфеноном».

Храмы, относящиеся к периоду поздней готики, обильно украшены различными башенками, каменным кружевом, скульптурой.

Готическое искусство быстро нашло последователей по всей Европе. Этому способствовали: высокое мастерство французских зодчих и резчиков по камню; престиж среди наиболее образованных слоев Франции; влиятельные монашеские ордена, ставших распространителями нового стиля по всей Западной Европе и, конечно же, способность готического искусства будить воображение и воспламенять религиозные чувства.

Англия стала одной из первых стран, где распространилось готическое направление в архитектуре (в 1175 г. французский архитектор осуществил перестройку хоров Кентерберийского собора). Для английских готических соборов характерно: малый разрыв в высоте между центральным и боковыми нефами, отсутствие венца капелл и, следовательно, обхода, широкие, сильно выступающие трансепты, большая башня над средокрестьем, обильно декорированные фасады. Нервюрные своды английских храмов получили название веерных, так как имели большее количество нервюр, имеющих одну опору. Примерами английских соборов являются соборы в Солсбери, Линкольне, Йорке, Кентербери.Собор Вестминстерского аббатства в Лондоне является местом коронации и погребения английских королей со времен Вильгельма Завоевателя.

 

В Германии готический стиль получил свое распространение позднее – во второй половине XIII века. Немецкие храмы по сравнению с французскими имеют более простые планы; венцы капелл, как правило, отсутствуют. Хотя здания вытянуты по вертикали и имеют более высокие своды, аркбутаны редко используются местными зодчими. Характерная особенность немецкой готики – однобашенные храмы, увенчанные высоким шпилем (собор во Фрейбурге). На севере Германии для строительства соборов вместо камня использовался кирпич (церковь Марии в Любеке). Вместо окна-розы – стрельчатое окно. Почти все храмы этой страны имеют скромное наружное убранство, главное внимание немецкие мастера уделяли интерьеру.

Самый знаменитый собор Германии находится в г. Кельне.Его строительство началось в 1248 г., основные работы были закончены к XVI в., а башни возвели лишь в XIX веке.

 

В готический период в Испании происходит ожесточенная борьба с арабами. Именно в это время формируется испанская культура, на которую, безусловно, повлияла мавританская культура (маврами называли мусульман, выходцев из Африки). Готические соборы Испании отличаются особой пышностью. Главный элемент в декоре – поливные изразцы и орнаментальная лепнина. Композиционным центром храма является внутренний двор, характерный для всех южных построек. Наиболее знаменитые храмы – в Леоне, Бургосе, Толедо.

 

В архитектуре Италии использовались лишь отдельные элементы готического стиля – стрельчатые арки, окна-розы, ажурные аркады в гражданских постройках, горбыли и узоры в виде трилистника. Знаменитый венецианский Дворец дожей (пример гражданского строительства) возводился с 1310 г. по XVI в.

       
   
Дворец дожей. Венеция. Италия
 
Миланский собор. Италия
 


Миланский собор, вмещающий 40 00 человек, - пример поздней готики (начат в 1378 г., а закончен в XIX в.). Его строили итальянские, французские и немецкие зодчие. Внешний облик храма поражает обильной каменной резьбой.

Памятниками готической архитектуры также являются собор св.Вита и Карлов мост в Праге, собор св.Стефана в Вене, ратуши в Брюгге и Брюсселе и др.

 

 

Скульптура и живопись

Продолжая традиции романского стиля, готическая архитектура уделяла огромное внимание скульптурному убранству храмов. Пластическое искусство приобретает большую выразительность по сравнению с предыдущими веками.

В этот период окончательно утверждаются правила, которым должны следовать зодчие, украшая фасады соборов. Над центральным порталом западного фасада изображалась сцена «Страшного суда». Основные персонажи и общая композиция те же, что и в романский период. Однако все персонажи изображаются более реалистично, а общее их количество увеличивается.

Боковые порталы посвящались деве Марии (правый) и местному святому (левый). На тимпане правого портала можно увидеть сюжеты, связанные с наиболее торжественными моментами из жизни Богоматери, например, «Успение», «Вознесение Марии». Над левым порталом изображалась кончина местного святого и его представление перед Спасителем.

Фасады украшали статуи персонажей Ветхого и Нового заветов. В это время меняется образ Христа, что связано с идеей мученичества. Готические мастера изображали Спасителя скорбящим и страдающим, принявшим смерть на кресте за грехи человеческие. Дева Мария выступала в образе заступницы и просительницы за людей перед Богом. Ее культ складывался параллельно с поклонением прекрасной даме, столь характерным для Средневековья, поэтому готические художники часто изображали Богоматерь в образе прекрасной женщины.

Порталы трансептов готических соборов выходили на

север и юг. Южные фасады чаще всего украшают изображения сцен из истории местного святого. Например, история святого Стефана на южном фасаде трансепта собора Парижской Богоматери. Северный фасад украшали ветхозаветные сцены.

Скульптурный декор внешнего убранства храма выполняет роль своеобразной проповеди, которая получила название “Библия для неграмотных”. Она помогает понять сцены из Священного писания, рассказывает о житиях святых; здесь можно встретить литературные назидательные сюжеты и сцены из народной жизни. Каждая скульптура имеет индивидуальный, неповторимый облик. Библейские герои обладали определенными признаками, по которым верующие могли их узнавать. Так, например, апостола Петра можно узнать по ключам, которые он всегда держит в руке.

Авраам изображен с сыном Исааком. Моисей держит каменные скрижали, полученные от Бога. Убедительно передаются различные чувства героев – покой, отчаяние, радость, скорбь и др. Много внимания готические мастера уделяли точности изображения костюма, его деталям, включая оружие.

В этот период по-прежнему сохраняется вера в чудеса, фантастические существа, сказочных животных, поэтому скульптурные образы химер, драконов украшают культовые сооружения готики.

Следует отметить, что французские соборы имели богатый скульптурный декор снаружи. В храмах Германии скульптура, в основном, находится внутри здания.

Собор немецкого г.Наумбурга прославился скульптурным ансамблем, который включает рельефы с изображением Страстей (страданий) Христа, сцены «Тайной вечери», 12 статуй западного хорала, среди которых можно видеть правителя города того периода - высокого, грузного маркграфа Эккехарда, имеющего надменно-недоверчивое выражение лица, и его молодую, красивую жену Уту.

У северного входа в храм г.Бамберга (Германия) находится статуя Всадника. Средневековый мастер изобразил его в длинном подпоясанном платье, плаще, короне. Весь его облик выражает могущество, силу и уверенность в себе.

Немецкая сульптура отличается яркой выразительностью чувств – экспрессией (от латинского слова expressio – выразительность; сила проявления чувств, переживаний). Художники Германии использовали для произведений пластического искусства не только камень, но и дерево, а также бронзу.

 

Изменения в архитектурном облике храма повлекли за собой и изменения в монументальной живописи. Место фресок занял витраж – живопись, выполненная из кусков цветного стекла, скрепленных свинцовыми обрамлениями. Особенно славилась этим искусством Франция. В соборе г.Шартра витражи занимали площадь 2600 кв.м. Сюжеты витражной живописи были те же, что и скульптурные. Изображения окантовывали орнаментом, который порой заполнял все центральное пространство витража.

Стекло поражает насыщенностью тонов (красного, синего, желтого). Свинцовая обводка выступает в роли контурного рисунка. С середины XIII в. изменяется колорит витражной живописи. Совмещение разных стекол создает новые цветовые решения (сочетание красного и синего, например, давало лиловый цвет).

Начиная с XIV в., витраж превращается в живопись по стеклу. Жемчужиной французского витражного искусства является капелла Сент-Шапель в Париже – церковь французских королей, в реликварии которой хранился терновый венец Христа. В однонефном помещении капеллы почти полностью отсутствуют стены – их заменили огромные оконные пролеты с цветными витражами.

 

В готический период кроме монументальной живописи активно развивается искусство книжной миниатюры. В XIII-XIV вв. существует большое количество скрипториев (мастерских рукописной книги), но уже не монастырских, а городских, где создается огромное количество романов, назидательных христианских историй, басен и пр. Среди богослужебных книг наибольшее распространение получают часословы и псалтыри, предназначенные для мирян. Часословы включают календарь, Четвероевангелие, молитвы и песнопения суточного круга богослужения, в том числе служб, называемых “часами” (отсюда и название).

Церковные книги постепенно приобретают более светский характер, что, безусловно, отразилось на миниатюре.

 

Вопросы и задания:

1. В какое время возникло готическое искусство? Как иначе называли этот стиль и почему?

2. На какие периоды делится готическое искусство?

3. Как относились к этому периоду культуры люди Возрождения?

4. Какие изменения произошли в области архитектуры в период готики?

5. Объясните значения слов «нервюра», «контрфорс», «аркбутан», «пинакль», «фиал», «вимперг», «трифорий».

6. Расскажите о наиболее знаменитых готических храмах Франции.

7. В чем заключаются особенности готической архитектуры Англии, Германии, Испании, Италии? Приведите примеры сооружений.

8. Каковы были правила пластического оформления фасадов Франции в готический период?

9. В чем заключаются особенности готической скульптуры Германии? Приведите примеры.

10. Объясните значения слова «витраж».

11. Храмы какой страны славились своими витражами на всю Европу? Приведите примеры.

12. Как развивалось искусство книжной миниатюры в готический период?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: