Разновидности скульптуры

Как и живопись, скульптура разделяется на виды: монументальную (и монументально-декоративную), станковую, скульптуру малых форм (которую в последнее время все чаще относят к декоративно-при­кладному искусству) и скульптуру миниатюрную. Границы эти достаточно условны и даже не всегда совпадают с основными, определяющими их понятия­ми «монументальность», «декоративность», «станковизм». Каждый из этих ви­дов имеет свою специфику.

Монументальная скульптура как самостоятельная разновид­ность выделяется благодаря преобладанию в ней таких функций, как социальная, мемориальная, просветительская, воспитательная. Важ­нейшее ее качество — монументальность определяется размерами, пропорциями, связью с окружающей архитектурной средой, материа­лом, его фактурой. Как всякое монументальное искус­ство, наполнена высоким идейным содержанием. Ее образы обоб­щены, величественны, героичны. Скульптору-монументалисту не­обходимо умение отбирать самое главное, непреходящее, избегать мелочной детализации.

Монументальная скульптура, создающаяся с уче­том восприятия на значительном расстоянии, статуарна по своему характеру, что является результатом художественного обобщения.

Синонимом монументальной скульптуры часто является определение «памятник», монумент, установленный в память героя или исторического события.

Мемориальная пластика, отражающая непреходящие чувства, - один из важнейших разделов монументальной скульптуры. В вы­полненных с редким художественным совершенством надгробиях.

Монументальная скульптура может существовать и в формах рельефа, когда значительность раскрываемой ею темы, глубина худо­жественного обобщения, масштаб всего изображения превалируют над архитектурной формой, подчиняют ее.

Монументально-декоративная скульптура функционально определяется уже самим ее названием. Обладая качеством монумен­тальности, она играет преимущественно декоративную роль: напри­мер, скульптура парковая или орнаментальная, украшающая фасады зданий.

По своей мемориальной функции и образному строю наиболее близка монументальной надгробная скульптура, которая иногда рас­сматривается как самостоятельная типологическая группа. Она обычно связана с архитектурными элементами, имеющими не только конструктивное, но и символическое значение {стела, пирамида, обе­лиск, саркофаг, колонна).

Особенно очевидна общность мемориально-декоративной скульптуры с мону­ментальными сооружениями в так называемых мемориалах, гранди­озных архитектурно-скульптурных ансамблях. Поскольку она непосред­ственно связана с архитектурными сооружениями. Пластика на фасадах зданий или на стенах и потол­ках в интерьерах служит важнейшим средством раскрытия значения постройки, создания ее единого, синтетического по своему характеру художественного образа. Ансамбль Адмиралтейства в Санкт-Петер­бурге может служить одним из наиболее ярких примеров взаимодей­ствия скульптурных и архитектурных форм. Темы единения стихий — Воды, Земли и Неба — и утверждения России как морской державы раскрываются средствами монументально-декоративной скульптуры через аллегорию, ретроспективную аналогию. В расположении скульп­туры сохраняется идущий от древнерусской традиции иерархический принцип, а ее объемно-пластическая моделировка и степень обобще­ния форм обеспечивают «прочтение» сюжетов зрителем на значи­тельной высоте.

Парковая скульптура как особая разновидность монументаль­но-декоративной бывает представлена статуарными аллегорически­ми и мифологическими изображениями, бюстами, произведениями анималистического рода, декоративными вазами, а порой беспред­метными пластическими формами. Иногда декоративные функции парковой скульптуры придаются бронзовым отливам или мрамор­ным копиям с произведений античного искусства, первоначально иг­равших совершенно иную роль, создававшихся для восприятия в иной пространственной системе.

Станковая скульптура, получившая свое название от скульп­турного станка, на котором она создается, предназначена для установки в общественных и частных интерьерах. При этом она порой отлича­ется от монументальной лишь размерами, хотя по сути своей образует особую разновидность и должна обладать самостоятельными, прису­щими только ей качествами и выразительными средствами.

Подлинные качества станковизма далеко не исчерпываются раз­мерами произведения. Рассчитанная на восприятие с близкого рас­стояния, станковая скульптура требует от автора детального анализа форм, их более тонкой моделировки, особого внимания к фактуре ма­териала, способам его обработки, но главное — только станковому произведению в полной мере доступно осуществление одной из важ­нейших функций изобразительного искусства — функции общения со зрителем.

Станковая скульптура обычно не предназначается для конкретного интерьера, однако сюжет и размер определяют условия ее экспониро­вания.

По преимуществу станковым жанром является портрет, но усло­вия его бытования весьма сложны. В том случае, когда представлен­ный в нем персонаж достаточно широко известен, по прошествии вре­мени начинает преобладать мемориальная функция. Иногда, спустя века или даже тысячелетия, в памяти потомков сохраняется имя моде­ли, а не автора. Вспомните портреты Перикла, Сократа и т. п. Они сомасштабны человеку по многим параметрам, начиная с размера, а по­тому адекватны интерьеру любой эпохи. Они станковы не только по размерам, способу моделировки поверхности, но и по своей функции.

Как особая разновидность станковой скульптуры выделяется мел­кая пластика. Функции ее достаточно широки: от амулетов-оберегов древнейших времен до современных настольных украшений.

К станковой скульптуре относится также скульптура малых форм — всем знакомые статуэтки из фарфора, терракоты, стекла, бронзы, дерева и прочих материалов (хотя по современной классификации их чаще всего рассматривают в ряду произведений декоративно-прикладного искусства).

В миниатюрной скульптуре следует выделить в первую очередь глиптику — сложное древнее искусство резьбы по камню, как правило, дорогих пород, а также горному хрусталю и стеклу. Глиптика бывает двух видов:

- камея — выпуклый рельеф

- гемма, или инталия (от итал. intaglio — резьба) углубленный рельеф или даже просто гравировка. Вначале был распространен углуб­ленный рельеф, потому что драгоценные и полудрагоценные камни — геммы (от лат. gemma — драгоценность) служили печатями (печати Месопотамии, Египта — знаменитые египетские скарабеи, печати, най­денные на Крите, и пр.). В отличие от печати-интальи камеи изначально были украшениями. Крупнейшее в мире собрание Эрмитажа насчитыва­ет в своей коллекции свыше десяти тысяч резных камней.

К миниатюрной скульптуре относят также монеты и медали, на которых гравируется определенное изображение. Это тоже очень древнее искусство. Медаль, памятный знак имеет чаще всего круглую форму, реже — овальную или ромбовидную. Рельефное (барельеф­ное) изображение сопровождается надписью или датой. Обычно на главной стороне — аверсе изображается портрет того, в честь кого монета или медаль изготовлена (кто, по сути, и приказал ее чека­нить). На задней стороне — реверсе изображается само событие, в честь которого чеканится медаль, или какая-либо аллегория (на монете обычно изображаются атрибуты того, кто представлен на авер­се).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: