Взаимоотношения государства, общества и личности

Когда общество существовало в виде небольших групп - родов, племен оно могло регулироваться изнутри. Однако разросшееся общество может существовать лишь только в форме государства, как организованного целого. Следовательно государство - это некое состояние общества, это не параллельная с обществом структура, а структура самого общества. Стремление общества к организованности, упорядоченности приводит к образованию государства.

В то же время, государство существует как противоположность обществу и его составляющим - семье, клану, кругу друзей, конфессии. Небольшое, локальное сообщество способно составить для индивида эмоциональный комфорт, оно обозримо, не беспредельно. Здесь люди не отделены друг от друга, связаны общими интересами и целями. Однако такие факторы как необходимость выживания в борьбе с природой, с враждебными обществами, восполнение жизненных ресурсов как бы «толкают» общество к интеграции и структурированности, то есть к образованию государства. Государство втягивает личность в отношения, где она подчиняется центральной власти, смысла действий которой, личность, зачастую не понимает. Государство для личности - это налоги, чиновничество, нормы закона, участие в войне, инициированной правительством. Поэтому, чтобы полноценно участвовать в жизни государства надо принять его ценности, соотносить их со своими ценностями, то есть обрести государственное мировоззрение.

Однако государство не чуждо и не враждебно личности. Участие в государственной жизни открывает человеку большие возможности для реализации его целей и устремлений. С помощью государства человек обновляет мир, учреждает новый порядок, преодолевает костную социальную среду. Следовательно, государство является инструментом социального творчества человека. Вместе с тем, участие в государственной жизни возможно тогда когда человеку удается найти смысл в участии в делах государства, принять государственное принуждение как необходимое условие своего существования. Одновременно, существует опасность поглощения личности государством. Для человека в государстве существует проблема отчуждения, внутреннего конфликта, когда он вынужден подчиняться требованиям государства, даже если с ними не согласен.

Для государства, как организации общества, важно не превратиться в механизм тотального принуждения и унификации интересов всех членов общества, игнорирующего многообразие общественных интересов. Такое государство может погибнуть в результате подавления живых сил общества, прекращения диалога с обществом. С другой стороны, государственная власть должна быть сильной и противостоять тем силам, которые, удовлетворяя частный интерес, расшатывают государственные устои.


[1] См. Тихомиров Ю.А. Государство: развитие теории и общественная практика // Правоведение. 1999. № 3. С. 3.

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 31. С. 170.

[5] Радько Т.Н. Теория государства и права. Учебное пособие. М. 2001. С. 37

[6] Там же. С. 37.

[7] См. Там же.

[8] См. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы // Под ред.

В.В. Ильина. М. 1997. С. 234.

[9] О нормативизме см. гл. «Основные концепции правопонимания».

[10] Там же. С. 241.

[11] Там же. С. 243.

[12] См. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М. 1996. С. 47-48.

[13] См. Теория государства и права // Под ред. В.М. Корельскогоо и В.Д.

Перевалова. М. 1997. С.153.

[14] Там же. С. 152-153.

[15] Подробнее о функция государства см. Радько Т.Н. Теория государства и права. Учебное пособие. М. Гл. III.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: