Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения». «Сквозной характер» проблемы общения становится понятным, если дать одно из типичных определений межличностного общения.
В современной психологии существует енсколько точек зрения на трактовку категории общения.
1. Общение – это форма деятельности (Ананьев, Леонтьев). Такая связь – это устойчивая традиция в отечественной психологии. Общение рассматривается в двух планах – как сторона совместной деятельности, и как её продукт. Категория общения занимает как бы подчинённое положение, является "вторичной" категорией.,
Дружинин: общение — это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.
Однако, в последние годы изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке, и особенно в социальной психологии. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия. Из предмета исследования общение одновременно превратилось и в способ, принцип изучения вначале познавательных процессов, а затем и личности человека в целом (Знаков В., 1994).
|
|
Общение не является предметом только психологического исследования, поэтому с необходимостью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории (Ломов Б. Ф., 1984). При этом вопрос о связи общения с деятельностью является основополагающим; одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности (Андреева Г. М., 1988). Исходя из этого принципа под общением понимается реальность человечески отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.
Однако характер связи между общением и деятельностью понимается по-разному:
· иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека;
· в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а деятельность расматривается как условие общения вообще (Леонтьев А. А., 1965);
· наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности (Леонтьев А. А., 1975).
Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве психологических трактовок деятельности основу ее определений и категориально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону социального бытия человека. В связи с этим возникает необходимость разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону социального бытия человека, а именно — отношений «субъект-субъект(ы)».
|
|
Субъектно-субъектный подход к проблеме взаимосвязи общения и деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности лишь как субъект-объектного отношения. В отечественной психологии этот подход реализуется посредством методологического принципа общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспорименталыю разработанного Б., Ф. Ломовым (1984) и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. Ее результат — не столько преобразованный предмет (материальный или идеальный), сколько отношения человека с человеком, с другими людьми.
В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект-субъект(ы)».
2. Т.О. Общение может рассматриваться с точки зрения её самостоятельности и несводимости к деятельности (Ломов, Знаков, Реан, Маслоу). В этом случае процесс общения для человека не только средство, но и цель. Общение не обязательно должно быть вызвано потребностями в совместной деятельности; оно может выступать в качестве самомотивированного процесса (фатическое, бессодержательное общение существует в реальной действительности).