Для того чтобы разобраться, как же происходит это беглое, как сказал Рубинщтейн, "чтение" человека, нужно рассмотреть его типовые схемы и психологические механизмы. Безусловно, что уже первый взгляд на человека позволяет сформировать какое-то представление о нем. Часто это первое впечатление играет наиболее важную роль в дальнейшей оценке воспринимаемого объекта, однако замечено, что первое впечатление на самом деле никогда первым не бывает: на него сильно влияет прошлый опыт.
Психологи, изучающие проблему восприятия, смогли обнаружить несколько типовых схем, по которым строится образ. Знание этих схем может дать очень много для понимания того, как формируется первоначальный образ человека, и поможет избежать ошибок социального восприятия.
Процесс познания человека включает различные механизмы:
1. механизмы, искажающие представления о воспринимаемом,
2. механизмы межличностного познания,
3. обратную связь от объекта,
4. условия, в которых происходит восприятие.
|
|
1. Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей. Наиболее значимыми из них являются:
· механизм ореола (сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на последующее формирование образа познаваемого объекта, т.е. при формировании первого впечатления общее позитивное представление о человеке приводит к переоценке, а негативное - к недооценке воспринимаемого объекта. Эффект проявляется при формировании первого впечатления в том случае, когда имеется лишь минимальная информация о воспринимаемом объекте. Это некий набор положительных или отрицательных качеств, как правило, касающихся моральных свойств личности, якобы присущих человеку. Ореол выступает фильтром, через который пропускается лишь ограниченное число либо позитивных, либо негативных качеств.);
· механизм проекции (перенос на людей психических особенностей воспринимающих);
· механизм стереотипизации (отнесение воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей);
· механизм этноцентризма (пропуск всей информации через фильтр, связанный с этническим образом жизни воспринимающего).
2. Для восприятия человека и его понимания субъект неосознанно выбирает различные механизмы межличностного познания, т.е.:
· механизм интерпретации (соотнесения) личностного опыта познания людей вообще с восприятием данного человека;
· механизм идентификации в межличностном познании представляет отождествление себя с другим человеком.
"Идентификация" означает отождествление себя с другим, уподобление ему. Частным случаем идентификации является эмпатия, основанная на умении прочувствовать состояние другого и учесть его в своем поведении. Эмпатия - это способ понимания без осмысления, когда эмоциональное вчувствование в позицию другого сразу же приводит к адекватным действиям. Одно из проявлений вчувствования - сопереживание, наблюдаемое в общении близких людей. Однако идентификация далеко не всегда означает "прочувствование" человека. Очень часто понимание не означает полное принятие позиции другого, сюда могут быть включены и анализ, синтез, соображения, доводы, поиски аргументов и т.д. То есть идентификация в целом - гораздо более когнитивный процесс, чем эмпатия.
|
|
· механизм каузальной атрибуции (приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности) Исследованиями установлено, что реакция одного из супругов на внезапное проявление недовольства другого, например во время ужина, зависит от удовлетворённости браком: если есть эта удовлетворённость, то причина недовольства будет приписана усталости после рабочего дня, а если нет удовлетворённости, то причина недовольства будет расматриваться как придирка к своей личности и скорее всего ссора неминуема.
· механизм рефлексии другого человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом.
Рефлексия - это уже не просто знание ли понимание другого, но осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. По словам Г.М.Андреевой, это "своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, воспроизведение внутреннего мира другого человека, в котором присутствует образ партнера".
При межличностном восприятии и понимании объекта существует достаточно строгий порядок функционирования механизмов межличностного познания (от простых к сложным).
3. Механизм обратной связи. Обратная связь – это информация, поступающая от объекта восприятия по различным сенсорным каналам и свидетельствующая об изменении состояния партнера по общению. Обратная связь выполняет осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.
К условиям восприятия человека человеком относятся
· ситуации,
· время,
· место общения.
Сокращение времени при восприятии объекта снижает возможность воспринимающего получить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм (от лат. — благосклонность).
ВОПРОС 3. Межличностные отношения: динамика, механизм регулирования, условия развития
Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте.
Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности (Н. Н. Обозов). В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.
Развитие межличностных отношений обусловливается
полом,
возрастом,
национальностью и многими другими факторами.
У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Они чаще жалуются на одиночество (И. С. Кон). Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся и межличностных отношениях, а для мужчин — деловые качества.
В разных национальных общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к различным социальным слоям и др.
|
|
Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.
Межличностные отношения развиваются в динамике они
· зарождаются,
· закрепляются,
· достигают определенной зрелости,
· далее могут постепенно ослабляться.
Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Знакомства осуществляются в зависимости от социокультурных норм общества. Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. На этапе товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (недаром говорят «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию»). Дружеские отношения имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности и т. д.
Можно выделить
утилитарную (инструментально-деловую) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу.
Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия — отклик одной личности на переживания другой.
Эмпатия имеет несколько уровней (Н. Н. Обозов):
1 уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния).
2 уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию.
3 уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты, т.е. этот уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной.
Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.
Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, межличностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и так же быстро прерываются.
|
|
Влияние временного фактора различно в зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных - спрессовано, динамично,