double arrow

ВОПРОС 2. Процесс и механизмы познания человека

Для того чтобы разобраться, как же происходит это беглое, как сказал Рубинщтейн, "чтение" человека, нужно рассмот­реть его типовые схемы и психологические механизмы. Безусловно, что уже первый взгляд на человека позволяет сформировать какое-то пред­ставление о нем. Часто это первое впечатление играет наиболее важную роль в дальнейшей оценке воспринимаемого объекта, однако замечено, что первое впечатление на самом деле никогда первым не бывает: на него сильно влияет прошлый опыт.

Психологи, изучающие проблему восприятия, смогли обнаружить несколько типовых схем, по которым строится образ. Знание этих схем может дать очень много для понима­ния того, как формируется первоначальный образ человека, и поможет избежать ошибок социального восприятия.

Процесс познания человека включает различные механизмы:

1. механизмы, искажающие представления о воспринимаемом,

2. механизмы межличностного познания,

3. обратную связь от объекта,

4. условия, в которых происходит восприятие.

1. Механизмы, искажающие формирую­щийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей. Наиболее значимыми из них являются:

· механизм ореола (сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на последующее формирование образа познаваемого объекта, т.е. при формировании первого впечатления общее позитивное представление о человеке приводит к переоценке, а негативное - к недооценке воспри­нимаемого объекта. Эффект проявляется при формировании первого впечатления в том случае, когда имеется лишь минимальная информа­ция о воспринимаемом объекте. Это некий набор положительных или отрицательных качеств, как правило, касающихся моральных свойств личности, якобы присущих человеку. Ореол выступает фильтром, через который пропускается лишь ограниченное число либо позитивных, либо негативных качеств.);

· механизм проекции (перенос на людей психических особенностей воспринимающих);

· механизм стереотипизации (отнесе­ние воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей);

· меха­низм этноцентризма (пропуск всей информации через фильтр, связанный с этниче­ским образом жизни воспринимающего).

2. Для восприятия человека и его понимания субъект неосознанно выбирает различ­ные механизмы межличностного познания, т.е.:

· механизм интерпрета­ции (соотнесения) личностного опыта познания людей вообще с восприятием данного человека;

· механизм идентификации в межличностном познании представляет отож­дествление себя с другим человеком.

"Идентификация" означает отождествление себя с другим, уподобление ему. Частным случаем идентификации является эмпатия, основанная на умении прочувствовать состояние другого и учесть его в своем поведении. Эмпатия - это способ понимания без осмысления, когда эмоциональное вчувствование в позицию другого сразу же приводит к адекватным действиям. Одно из проявлений вчувствования - сопережи­вание, наблюдаемое в общении близких людей. Однако идентификация далеко не всегда означает "прочувствование" человека. Очень часто понимание не означает полное принятие позиции другого, сюда могут быть включены и анализ, синтез, соображения, доводы, поиски аргумен­тов и т.д. То есть идентификация в целом - гораздо более когнитивный процесс, чем эмпатия.

· механизм каузальной атрибуции (приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объяс­няющих его поступки и другие особенности) Исследованиями установлено, что реакция одного из супругов на внезапное проявление недовольства другого, например во время ужина, зависит от удовлетворённости браком: если есть эта удовлетворённость, то причина недовольства будет приписана усталости после рабочего дня, а если нет удовлетворённости, то причина недовольства будет расматриваться как придирка к своей личности и скорее всего ссора неминуема.

· механизм рефлексии другого человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом.

Рефлек­сия - это уже не просто знание ли понимание другого, но осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. По словам Г.М.Андреевой, это "своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, воспроизведение внутреннего мира другого человека, в котором присутствует образ партнера".

При межличностном восприятии и понимании объекта существует доста­точно строгий порядок функционирования механизмов межличностного познания (от простых к сложным).

3. Механизм обратной связи. Обратная связь – это информация, поступающая от объекта восприятия по раз­личным сенсорным каналам и свидетельствующая об изменении состоя­ния партнера по общению. Обратная связь выполняет осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.

К условиям восприятия человека человеком относятся

· ситуации,

· время,

· место общения.

Сокращение времени при восприятии объекта снижает возможность вос­принимающего получить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм (от лат. — благосклонность).

ВОПРОС 3. Межличностные отношения: динамика, механизм регулиро­вания, условия развития

Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рас­сматриваются в его контексте.

Межличностные отношения — это объективно пере­живаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их пси­хологические особенности (Н. Н. Обозов). В отличие от деловых отношений меж­личностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.

Развитие межличностных отношений обусловливается

полом,

возрастом,

нацио­нальностью и многими другими факторами.

У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают потребность в само­раскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Они чаще жалуются на одиночество (И. С. Кон). Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся и межличностных отношениях, а для мужчин — деловые качества.

В разных националь­ных общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в об­ществе, половозрастных статусов, принадлежности к различным социальным слоям и др.

Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, меха­низм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.

Межличностные отношения развиваются в динамике они

· зарождаются,

· закреп­ляются,

· достигают определенной зрелости,

· далее могут постепенно ослабляться.

Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов: знаком­ство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Знакомства осуществля­ются в зависимости от социокультурных норм общества. Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. На эта­пе товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (недаром говорят «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию»). Дружеские отношения имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности и т. д.

Можно выделить

утилитарную (инструментально-деловую) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу.

Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия — отклик од­ной личности на переживания другой.

Эмпатия имеет несколько уровней (Н. Н. Обо­зов):

1 уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде по­нимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния).

2 уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию.

3 уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты, т.е. этот уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мыс­ленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действен­ной.

Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.

Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, меж­личностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и так же быстро преры­ваются.

Влияние временного фактора различно в зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во вре­мени, а в западных - спрессовано, динамично,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: