Вопрос 6. Функции общения

Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет об­щение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны, и существуют различные основания для их классификации.

Одним из общепринятых оснований классификации является выделение в обще­нии трех взаимосвязанных сторон или характеристик — информационной, интерак­тивной и перцептивной (Андреева Г. М., 1980). В соответствии с этим выделяются:

· информационно-коммуникативная,

· регуляционно-коммуникативная,

· аффективно-коммуникативная функции (Ломов Б. Ф., 1984).

1) Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами.

Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику:

Во-первых, мы имеем дело с отно­шением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (в отли­чие от технического устройства).

Во-вторых, обмен информацией обязательно пред­полагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.

В-третьих, они должны обладать единой или сходной системой кодификации/декодификации сооб­щений.

Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают:

вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и

невербальную (различные неречевые знаковые системы) коммуникацию: в свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм:

· кинетику (оптико-кинетическая система, включающая в себя жесты, мимику, пантомиму);

· паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания);

· проксемику (нормы организации пространства и времени в общении);

· визуальное общение (система контакта глазами).

Иногда отдельно рассматривается как специфическая знаковая система совокуп­ность запахов, которыми обладают партнеры по общению.

2) Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключает­ся в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельно­сти людей в процессе их взаимодействия.

Здесь следует сказать несколько слов о тра­диции использования понятий взаимодействия и общения в социальной психологии.

Понятие взаимодействия используется двояко:

во-первых, для характеристики дей­ствительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности;

во-вторых, для описания взаимных влияний (воз­действий) друг на друга в ходе совместной деятельности, или шире — в процессе соци­альной активности.

В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего парт­нера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

3) Аффективно-коммуникативная функция общения связа­на с регуляцией эмоциональной сферы человека.

Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний челове­ка. Весь спектр специфически человеческих эмоций возника­ет и развивается в условиях общения людей - происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляри­зация, взаимное усиление или ослабление.

Можно привести другую классификационную схему функций общения, в которой наряду с перечисленными от­дельно выделяются и другие функции:

1. организация совмес­тной деятельности;

2. познание людьми друг друга;

3. формиро­вание и развитие межличностных отношений.

Сопоставление двух классификационных схем позволяет рассматривать перцептивную функцию общения как более емкую и многомерную, включающую

функ­ции познания,

формирования межличностных отношений и

аффективно-коммуни­кативную функцию (Ан­дреева Г. М. 1988).

Общение невозможно без определенного уровня взаимопонимания об­щающихся субъектов.

Понимание — это определенная форма воспроизведения объек­та в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реаль­ностью (Знаков В. В., 1994). В случае общения объектом познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению.

При этом понимание можно рассмат­ривать с двух сторон:

как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга;

как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения.

Поэтому в общении целесообразно говорить не вооб­ще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции или восприятии. Некото­рые же исследователи предпочитают говорить не о восприятии, а о познании другого (Бодалев А, А„ 1965,1983).

ВОПРОС 7. Психология межличностного воздействия

Сущность психологического воздействия сводится к взаимному обмену инфор­мацией и взаимодействию.

С содержательной стороны психологическое воздействие может быть

· педагогическим,

· управленческим,

· идеологическим и т. д.

и осуществляется на разных уровнях психики: на осознаваемом и неосознаваемом.

Субъект психологического воздействия может выступать в роли организатора, исполнителя (коммуникатора) и даже исследователя своего процесса воздействия.

Эффективность воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса и мной других составляющих субъекта, а главное, от его профессиональной и психологической подготовленности к оказанию воздействия на партнера по общению.

Субъект межличностного воздействия:

· изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие;

· выбирает стратегию, тактику и средства воздействия;

· учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности-неуспешности воз­действия;

· организует противодействие объекту (при возможном контрвоздействии объек­та на субъект) и т. д.

В том случае, если реципиент не согласен с предлагаемой ему информацией и стре­мится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет воз­можность использовать закономерности рефлексивного управления или манипулятивного воздействия.

Реципиент, будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не со­глашаться с субъектом, а в отдельных случаях, осуществлять контрвоздействие на ком­муникатора. Объект соотносит предлагаемую ему коммуникатором информацию с имеющимися у него ценностными ориентациями и своим жизненным опытом, после чего принимает решения. К характеристикам объекта, влияющим на эффективность воздействия на него, относятся пол, возраст, национальность, профессия, образование, опыт участия в коммуникационном обмене и другие особенности.

Процесс межличностного психологического воздействия (влияния), будучи в свою очередь многомерной системой, включает:

стратегию,

тактику,

средства,

методы,

фор­мы,

аргументацию и

критерии эффективности воздействия.

Стратегия — это спосо­бы действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента.

Тактика — это решение промежуточных задач психологического воз­действия, посредством использования различных психологических приемов.

Средства воздействия в социальной психологии могут быть вербальные (речь) и невербальные (паралингвистические).

Методы воздействия (см.табл) – это убеждение и принуждение (на уровне сознания), а также внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики).. Последние три метода относятся к социально-психологическим.

Формы межличностного воздействия могут быть ре­чевые (письменные и устные) и наглядные.

Система аргументации предполагает как мировоззренческие (абстрактные) доказательства, так и сведения конкретного харак­тера (цифровая и фактологическая информация легче запоминается и сопоставляет­ся). Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации — дока­зательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта, а также коммуникационные барьеры (познавательные, социально-психологические и др.)

Критерии эффективности воздействия делятся на:

· стратегические (отсроченные в перспективе, например мировоззренческие) и

· тактические (промежуточные), которы­ми руководствуются непосредственно в процессе воздействия на партнера (речевые высказывания, мимика и др.).

В качестве промежуточных критериев эффективности межличностного воздействия субъект может использовать изменение психофизио­логических, функциональных, паралингвистических, вербальных, проксемических и поведенческих характеристик объекта. Использование критериев желательно осуще­ствлять в системе, сопоставляя их различную интенсивность и частоту проявления.

Эффективность психологического воздействия также зависит и от условий воздействия, т.е. места, времени общения, а также количества участ­ников, на которых оказывается воздействие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: