Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны, и существуют различные основания для их классификации.
Одним из общепринятых оснований классификации является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик — информационной, интерактивной и перцептивной (Андреева Г. М., 1980). В соответствии с этим выделяются:
· информационно-коммуникативная,
· регуляционно-коммуникативная,
· аффективно-коммуникативная функции (Ломов Б. Ф., 1984).
1) Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами.
Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику:
Во-первых, мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства).
Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.
|
|
В-третьих, они должны обладать единой или сходной системой кодификации/декодификации сообщений.
Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают:
вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и
невербальную (различные неречевые знаковые системы) коммуникацию: в свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм:
· кинетику (оптико-кинетическая система, включающая в себя жесты, мимику, пантомиму);
· паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания);
· проксемику (нормы организации пространства и времени в общении);
· визуальное общение (система контакта глазами).
Иногда отдельно рассматривается как специфическая знаковая система совокупность запахов, которыми обладают партнеры по общению.
2) Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.
Здесь следует сказать несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия и общения в социальной психологии.
Понятие взаимодействия используется двояко:
во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности;
во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности, или шире — в процессе социальной активности.
В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.
|
|
3) Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека.
Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей - происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.
Можно привести другую классификационную схему функций общения, в которой наряду с перечисленными отдельно выделяются и другие функции:
1. организация совместной деятельности;
2. познание людьми друг друга;
3. формирование и развитие межличностных отношений.
Сопоставление двух классификационных схем позволяет рассматривать перцептивную функцию общения как более емкую и многомерную, включающую
функции познания,
формирования межличностных отношений и
аффективно-коммуникативную функцию (Андреева Г. М. 1988).
Общение невозможно без определенного уровня взаимопонимания общающихся субъектов.
Понимание — это определенная форма воспроизведения объекта в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью (Знаков В. В., 1994). В случае общения объектом познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению.
При этом понимание можно рассматривать с двух сторон:
как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга;
как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения.
Поэтому в общении целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции или восприятии. Некоторые же исследователи предпочитают говорить не о восприятии, а о познании другого (Бодалев А, А„ 1965,1983).
ВОПРОС 7. Психология межличностного воздействия
Сущность психологического воздействия сводится к взаимному обмену информацией и взаимодействию.
С содержательной стороны психологическое воздействие может быть
· педагогическим,
· управленческим,
· идеологическим и т. д.
и осуществляется на разных уровнях психики: на осознаваемом и неосознаваемом.
Субъект психологического воздействия может выступать в роли организатора, исполнителя (коммуникатора) и даже исследователя своего процесса воздействия.
Эффективность воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса и мной других составляющих субъекта, а главное, от его профессиональной и психологической подготовленности к оказанию воздействия на партнера по общению.
Субъект межличностного воздействия:
· изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие;
· выбирает стратегию, тактику и средства воздействия;
· учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности-неуспешности воздействия;
· организует противодействие объекту (при возможном контрвоздействии объекта на субъект) и т. д.
В том случае, если реципиент не согласен с предлагаемой ему информацией и стремится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет возможность использовать закономерности рефлексивного управления или манипулятивного воздействия.
Реципиент, будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не соглашаться с субъектом, а в отдельных случаях, осуществлять контрвоздействие на коммуникатора. Объект соотносит предлагаемую ему коммуникатором информацию с имеющимися у него ценностными ориентациями и своим жизненным опытом, после чего принимает решения. К характеристикам объекта, влияющим на эффективность воздействия на него, относятся пол, возраст, национальность, профессия, образование, опыт участия в коммуникационном обмене и другие особенности.
|
|
Процесс межличностного психологического воздействия (влияния), будучи в свою очередь многомерной системой, включает:
стратегию,
тактику,
средства,
методы,
формы,
аргументацию и
критерии эффективности воздействия.
Стратегия — это способы действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента.
Тактика — это решение промежуточных задач психологического воздействия, посредством использования различных психологических приемов.
Средства воздействия в социальной психологии могут быть вербальные (речь) и невербальные (паралингвистические).
Методы воздействия (см.табл) – это убеждение и принуждение (на уровне сознания), а также внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики).. Последние три метода относятся к социально-психологическим.
Формы межличностного воздействия могут быть речевые (письменные и устные) и наглядные.
Система аргументации предполагает как мировоззренческие (абстрактные) доказательства, так и сведения конкретного характера (цифровая и фактологическая информация легче запоминается и сопоставляется). Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации — доказательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта, а также коммуникационные барьеры (познавательные, социально-психологические и др.)
Критерии эффективности воздействия делятся на:
· стратегические (отсроченные в перспективе, например мировоззренческие) и
· тактические (промежуточные), которыми руководствуются непосредственно в процессе воздействия на партнера (речевые высказывания, мимика и др.).
В качестве промежуточных критериев эффективности межличностного воздействия субъект может использовать изменение психофизиологических, функциональных, паралингвистических, вербальных, проксемических и поведенческих характеристик объекта. Использование критериев желательно осуществлять в системе, сопоставляя их различную интенсивность и частоту проявления.
|
|
Эффективность психологического воздействия также зависит и от условий воздействия, т.е. места, времени общения, а также количества участников, на которых оказывается воздействие.