Методическая разработка
Лекционного занятия
Синдром «Боль в груди»
Дисциплина: «Синдромная патология»
Специальность: 060101 «Лечебное дело»
Преподаватель: Андрианов Б.А.
Рассмотрено и утверждено
на заседании ЦМК № 5
Протокол № от
Председатель ЦМК
_____________Мещерякова М.Д.
Тема: Синдром «Боль в груди»
Цели лекции.
Учебные: после изучения данной темы студент должен знать:
- общие представления о механизме формирования боли, как защитной реакции организма (повторение)
- причины, по которым боли в области груди выделены в отдельный синдром и актуальность этого синдрома
- сущность понятий «острая нестерпимая боль в груди» и «длительная, повторяющаяся боль в груди»
- причины острой нестерпимой боли в груди и латентной, повторяющейся боли в груди
- понятие о кардиогенных и некардиогенных болях в области груди
- классификация болевого синдрома в области груди, основанная на вышеуказанных понятиях
- основные заболевания (нозологические формы), вызывающие боли в области груди
- дифференциально-диагностические критерии основных заболеваний, проявляющихся синдромом «Боль в груди»
Воспитательные: после изучения данной темы студент должен осознавать:
- ответственность перед обществом, перед пациентами за свои знания и умения
- свою значимость и значимость профессии медицинского работника
- чувство удовлетворения от полученных знаний и умений
- готовность применения полученных знаний на практике в случае необходимости
Лекция подготовлена в монологическом варианте.
Время занятия – 2 академических часа (90 мин.)
Этапы лекции | |||
Название этапа | Описание этапа | Цель этапа | Время (мин) |
1. Введение | Предложить студентам вспомнить рефлекторную цепь (болевые рецепторы, афферентные и эфферентные нейроны), роль болевой чувствительности, как защитной реакции организма и т.п. Затем акцентировать внимание на болях в области грудной клетки и подчеркнуть их значимость, их место в медицинской практике на примере таких заболеваний, как ИМ, ТЭЛА, «спонтан» и т.п. | Создать мотивацию на изучение данной темы, показать ее актуальность и значимость | |
2. Классифи кация болей в области грудной клетки, причины этих болей | Объяснить причины возникновения болей в области грудной клетки и на их основе обосновать «причинную» классификацию этих болей. Акцентировать внимание на острых, очень интенсивных болях в груди, необходимость дифференциальной диагностики и срочности в оказании неотложной медицинской помощи. | Использовать причинную классификацию для облегчения запоминания, усвоения основного материала | |
3. Основные заболевания, ассоциируемые с болевым синдромом в области грудной клетки | Вспомнить вместе со студентами основные нозологические формы, ассоциированные с болями в области грудной клетки: типичный, ангинозный ИМ, атипичные формы ИМ (абдоминальная, астматическая, церебральная, аритмическая и т.д.); расслаивающаяся аневризма аорты, ТЭЛА, стенокардия, перикардиты, НЦД; заболевания легких и плевры: спонтанный пневмоторакс, плевропневмония; остеохондроз шейного и грудного отделов позвоночника, межреберная невралгия и опоясывающий лишай, диафрагмальная грыжа пищевода и кардиоспазм. Акцентировать внимание студентов на основных клинических проявлениях и диагностических критериях перечисленных заболеваний. | Сформировать мотив на использование уже имеющихся знаний для выработки правильного алгоритма диагностического поиска и дифференциальной диагностики болевых синдромов в области груди. | |
4. Дополни-тельные методы иссле дования синдрома | Рассказать об основных лабораторных и инструментальных методах исследования, которые используются для дифференциальной диагностики нозологических форм, связанных с болевым синдромом в области груди. | Сформировать мо-тив на использова-ние современных диагностических методов исследования | |
5.Заключение и резерв времени |