Структура курса

Что такое экономика и что она изучает

Допустим, вы имеете капитал или знаете, где получить выгодный кредит и изучили возможности потенциального рынка. Вы хотите заняться бизнесом. Но для этого у вас нет главного- экономических знаний, которые позволили бы вам спокойно себя чувствовать в мире экономических взаимоотношений.

В эпоху расцвета экономики (18-196) предпринимателям не требовалось высшее экономическое образование; т.к. рынок товаров был дефицитным, а число предпринимателей относительно невелико. Примерами могут служить г.Форд-ст. и нефтепр-к Гарольдсон Ганд, которые не имели даже законченного среднего образования.

Но на рубеже ХХ-ХХ1в. они вряд ли смогли бы добиться сколь ни будь высоких результатов, т.к. теперь на Западе в области бизнеса работают выпускники самых престижных университетов и школ бизнеса.

По шкале ценностей наиболее престижными являются специальности экономиста и юриста.

Основными задачами изучения курса ''Экономика предприятия'' являются:

1)получить основные представления об арсенале экономических категорий и навыков самостоятельных практических расчетов.

2)создать базу для осмысленного изучения всех других наук экономико-организационного цикла.

Экономика от греческого - управление домохозяйством. Ее возникновение как науки было обусловлено тем, что люди в определенный момент развития человеческого общества столкнулись с ограниченностью ресурсов и необходимостью поиска путей наиболее эффективного их использования.

Считается, что экономика позволяет ответить на 3 основных вопроса:

1) что производить и в каком количестве;

2) какие ресурсы и какие технологии для этого использовать;

3) для кого предназначены производимые товары и как они будут доведены до потребителя?

Каждый из этих вопросов имеет несколько ответов. А их сочетание даёт большой набор практических ситуаций, каждую из которых необходимо оценить с точки зрения, эффективности для каждого из участников этой ситуации.

Рассмотрим известный пример Поля Самуэльсона: "О пушках в масле". Условно предполагается, что имеющийся у него ресурс общество может потратить на производство только двух продуктов - военного и гражданского назначения. Возможности производства и получаемые продукты представлены в таблице.

Таблица 1

Возможности Объем производства
пушки (тыс. шт.) масло (тыс. т.)
А В С D E G    

После 1945г. возможности G получили 2 государства- Япония и ФРГ, что дало им возможность резко поднять уровень экономического развития. Все прочие государства разбросаны по всей шкале "возможностей", когда приходиться решать, сколько ресурсов направить на развитие той или иной отрасли, например: сколько на конверсию, сколько на развитие с\х, сколько на высшую школу и т.д. На основе анализа данной таблицы был выведен закон "предельной убывающей доходности" пожертв. фунт масла, возможно дополнительно произвести 4тыс. пушек. Аналогичная ситуация и в земледелии, когда на одной площади нельзя после внесения предельного объёма удобрений поднять урожайность. Но он работает только в рамках данного объёма ресурса. Как только объём ресурса меняется, появляется новое соотношение возможностей. (Это ответ на первый вопрос).

Ответ на второй вопрос особый и он напрямую стыкуется с инженерными разработками (технологии, техника). Часто при меньшем объёме ресурсов можно производить больше продукции (прим.)

Здесь каждый раз приходится при помощи таких показателей, как прибыль, рентабельность, экономический эффект и т.д. оценивать выбор наилучшего способа производства.

Наконец, третий- как распределить производственные товары- зависит от системы, в которой вы, как товаропроизводители, работаете. Миру известны следующие системы:

- свободный рынок

- абсолютное государственное регулирование

- смешанные системы

Плановое государственное регулирование экономики возникло в 30-х годах 20в. в СССР. В настоящие время применяется во всех странах мира при распределении товаров, контроль за которыми держит в своих руках государство(вооружение, лекарства, детское питание; драг. металлы, часто- с\х продукция и т.д.) В плановой экономике государство в лице правительства даёт товаропроизводителям заказ и полностью закупает товар, т.е. устанавливает потребителей данной продукции. Поэтому проблем у предприятий с поиском потребителей не возникало. По этой причине на Западе идёт жестокая борьба предприятий за госзаказы (недостатки).

В свободной рыночной экономике никто специально этими проблемами не занимается. Каждый производитель, рискуя, производит тот товар и в таком количестве, которое найдёт спрос у потребителя. Но несмотря на непредсказуемость поведения каждого производителя, на рынке складывается определённое равновесие между спросом и предложением. Впервые эту закономерность обнаружил Адам Смит (англ., 1776г.). Его считают отцом классической экономики. Он назвал этот процесс действием "невидимой руки". Этой "рукой" человек (предприниматель), преследующий узкие эгоистические цели, направляется в тот сектор рынка, который обеспечивает получение блага для всех. Основа "невидимой руки" - цены на товар.

Однако, для норм функционирования рыночной экономики необходимы 2 условия:

1) наличие свободной конкуренции производителей, когда нет никакого монопольного давления на цены со стороны одного или более монополистов.

2) обязательная поддерживающая политика государства для развития свободной конкуренции (льготы для малых и новых предприятий).

Начало антимонопольной политики ещё в СССР было рядом постановлений Сов. Мин. в августе 90го г.:№835 от 16 августа 1990г. "О мерах по демонополизации нар. хозяйства"; №790 от 8 августа 1990г. "О мерах по созданию и развитию малых предприятий" - ключ. пост. для развития бизнеса в России (авт.- Рыжков).

В то время монополистом считалось предприятие, доля которого на рынке составляла более 70%. Сейчас эта планка-30%. Т.о. были созданы условия для создания конкурентного рынка.

СТРУКТУРА КУРСА

В курсе сформированы два основных направления:

1) экономика предприятия:

2) экономика предпринимательских проектов:

а) предпринимательство;

б) инновационный менеджмент.

В первом разделе, как и во втором, основой является схема формирования прибыли предприятия.

В соответствии с этой схемой, при изучении экономики производства выведены следующие крупные разделы:

1) предприятия (субъекты хозяйствования);

2) товары (то, что производят);

3) ресурсы;

4) затраты;

5) прибыль и финансы предприятия;

6) цены;

Если вы решили быть предпринимателем или менеджером, вам необходимо:

1) найти свою нишу на рынке;

2) правильно определять потребности в сырье, комплектующих и других ресурсах;

3) правильно формировать свои затраты и оценивать финансовые результаты деятельности, чтобы выстоять в конкурентной борьбе.

Если Вы – инженер, то для внедрения своей разработки в производство, Вы должны знать:

а) положение на рынке с товарами – конкурентами вашему;

б) затраты на его изготовление и сбыт;

в) спланировать возврат кредита или других инвестиций.


Ресурсы
Товар

Рынок (спрос, конкуренция, цены)

Нематер. активы
Персонал
Оборотн. средства
Основные фонды

                   
 
         
 
 


 
 


Прибыль (убыток)

налоги
государство
Долги, штрафы, пени


 
 
Чистая прибыль


       
   


Рис.1. Общая экономическая схема функционирования предприятия.

               
 
Резервный фонд(до 15%)
 
На выплату дивидендов
 
На благотворит. цели
 
На развитие производства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: