Что такое экономика и что она изучает
Допустим, вы имеете капитал или знаете, где получить выгодный кредит и изучили возможности потенциального рынка. Вы хотите заняться бизнесом. Но для этого у вас нет главного- экономических знаний, которые позволили бы вам спокойно себя чувствовать в мире экономических взаимоотношений.
В эпоху расцвета экономики (18-196) предпринимателям не требовалось высшее экономическое образование; т.к. рынок товаров был дефицитным, а число предпринимателей относительно невелико. Примерами могут служить г.Форд-ст. и нефтепр-к Гарольдсон Ганд, которые не имели даже законченного среднего образования.
Но на рубеже ХХ-ХХ1в. они вряд ли смогли бы добиться сколь ни будь высоких результатов, т.к. теперь на Западе в области бизнеса работают выпускники самых престижных университетов и школ бизнеса.
По шкале ценностей наиболее престижными являются специальности экономиста и юриста.
Основными задачами изучения курса ''Экономика предприятия'' являются:
1)получить основные представления об арсенале экономических категорий и навыков самостоятельных практических расчетов.
|
|
2)создать базу для осмысленного изучения всех других наук экономико-организационного цикла.
Экономика от греческого - управление домохозяйством. Ее возникновение как науки было обусловлено тем, что люди в определенный момент развития человеческого общества столкнулись с ограниченностью ресурсов и необходимостью поиска путей наиболее эффективного их использования.
Считается, что экономика позволяет ответить на 3 основных вопроса:
1) что производить и в каком количестве;
2) какие ресурсы и какие технологии для этого использовать;
3) для кого предназначены производимые товары и как они будут доведены до потребителя?
Каждый из этих вопросов имеет несколько ответов. А их сочетание даёт большой набор практических ситуаций, каждую из которых необходимо оценить с точки зрения, эффективности для каждого из участников этой ситуации.
Рассмотрим известный пример Поля Самуэльсона: "О пушках в масле". Условно предполагается, что имеющийся у него ресурс общество может потратить на производство только двух продуктов - военного и гражданского назначения. Возможности производства и получаемые продукты представлены в таблице.
Таблица 1
Возможности | Объем производства | |
пушки (тыс. шт.) | масло (тыс. т.) | |
А В С D E G |
После 1945г. возможности G получили 2 государства- Япония и ФРГ, что дало им возможность резко поднять уровень экономического развития. Все прочие государства разбросаны по всей шкале "возможностей", когда приходиться решать, сколько ресурсов направить на развитие той или иной отрасли, например: сколько на конверсию, сколько на развитие с\х, сколько на высшую школу и т.д. На основе анализа данной таблицы был выведен закон "предельной убывающей доходности" пожертв. фунт масла, возможно дополнительно произвести 4тыс. пушек. Аналогичная ситуация и в земледелии, когда на одной площади нельзя после внесения предельного объёма удобрений поднять урожайность. Но он работает только в рамках данного объёма ресурса. Как только объём ресурса меняется, появляется новое соотношение возможностей. (Это ответ на первый вопрос).
|
|
Ответ на второй вопрос особый и он напрямую стыкуется с инженерными разработками (технологии, техника). Часто при меньшем объёме ресурсов можно производить больше продукции (прим.)
Здесь каждый раз приходится при помощи таких показателей, как прибыль, рентабельность, экономический эффект и т.д. оценивать выбор наилучшего способа производства.
Наконец, третий- как распределить производственные товары- зависит от системы, в которой вы, как товаропроизводители, работаете. Миру известны следующие системы:
- свободный рынок
- абсолютное государственное регулирование
- смешанные системы
Плановое государственное регулирование экономики возникло в 30-х годах 20в. в СССР. В настоящие время применяется во всех странах мира при распределении товаров, контроль за которыми держит в своих руках государство(вооружение, лекарства, детское питание; драг. металлы, часто- с\х продукция и т.д.) В плановой экономике государство в лице правительства даёт товаропроизводителям заказ и полностью закупает товар, т.е. устанавливает потребителей данной продукции. Поэтому проблем у предприятий с поиском потребителей не возникало. По этой причине на Западе идёт жестокая борьба предприятий за госзаказы (недостатки).
В свободной рыночной экономике никто специально этими проблемами не занимается. Каждый производитель, рискуя, производит тот товар и в таком количестве, которое найдёт спрос у потребителя. Но несмотря на непредсказуемость поведения каждого производителя, на рынке складывается определённое равновесие между спросом и предложением. Впервые эту закономерность обнаружил Адам Смит (англ., 1776г.). Его считают отцом классической экономики. Он назвал этот процесс действием "невидимой руки". Этой "рукой" человек (предприниматель), преследующий узкие эгоистические цели, направляется в тот сектор рынка, который обеспечивает получение блага для всех. Основа "невидимой руки" - цены на товар.
Однако, для норм функционирования рыночной экономики необходимы 2 условия:
1) наличие свободной конкуренции производителей, когда нет никакого монопольного давления на цены со стороны одного или более монополистов.
2) обязательная поддерживающая политика государства для развития свободной конкуренции (льготы для малых и новых предприятий).
Начало антимонопольной политики ещё в СССР было рядом постановлений Сов. Мин. в августе 90го г.:№835 от 16 августа 1990г. "О мерах по демонополизации нар. хозяйства"; №790 от 8 августа 1990г. "О мерах по созданию и развитию малых предприятий" - ключ. пост. для развития бизнеса в России (авт.- Рыжков).
В то время монополистом считалось предприятие, доля которого на рынке составляла более 70%. Сейчас эта планка-30%. Т.о. были созданы условия для создания конкурентного рынка.
СТРУКТУРА КУРСА
В курсе сформированы два основных направления:
1) экономика предприятия:
2) экономика предпринимательских проектов:
а) предпринимательство;
б) инновационный менеджмент.
В первом разделе, как и во втором, основой является схема формирования прибыли предприятия.
|
|
В соответствии с этой схемой, при изучении экономики производства выведены следующие крупные разделы:
1) предприятия (субъекты хозяйствования);
2) товары (то, что производят);
3) ресурсы;
4) затраты;
5) прибыль и финансы предприятия;
6) цены;
Если вы решили быть предпринимателем или менеджером, вам необходимо:
1) найти свою нишу на рынке;
2) правильно определять потребности в сырье, комплектующих и других ресурсах;
3) правильно формировать свои затраты и оценивать финансовые результаты деятельности, чтобы выстоять в конкурентной борьбе.
Если Вы – инженер, то для внедрения своей разработки в производство, Вы должны знать:
а) положение на рынке с товарами – конкурентами вашему;
б) затраты на его изготовление и сбыт;
в) спланировать возврат кредита или других инвестиций.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис.1. Общая экономическая схема функционирования предприятия.
|
|
|
|